Инновация - это исторически бесповоротное изменение способа производства вещей.
Й. Шумпетер


М.И. Туган-Барановский

Й.А. Шумпетер

Н.Д. Кондратьев

Галерея выдающихся ученых

UA RU EN

Обращаем внимание на инновацию, созданную на данном сайте. Внизу главной страницы расположены графики,  которые в on line демонстрируют изменения цен на мировых рынках золота  и нефти, а также экономический календарь публикации в Интернете важных мировых экономических индексов 

 
Новости

Пресс-конференция в УНІАН. Результаты работы трех Круглых столов на общую тему: «Кризис в Украине: источники его возникновения и пути преодоления»


ПРЕСС-РЕЛИЗ

14 мая, 24 июня и 30 июля 2014 года Европейской Экономической Палатой в Украине и Институтом эволюционной экономики были проведены заседания трех Круглых столов на общую тему:

«Кризис в Украине: источники его возникновения и пути преодоления»,

участниками которых стали представители отечественного и зарубежного бизнеса, их аналитических структур, органов государственной власти, а также общественных организаций. 

В ходе обсуждения участники сформировали коллективное видение причин кризиса в Украине, вызвавших напряжение в социально-экономической сфере – отсутствие процессов развития, коррупция, ставшая национальным бедствием,  предательство национальных интересов правящими элитами, а также планомерная многолетняя враждебная деятельность, направленная на подрыв экономического потенциала Украины со стороны соседней России. Указанные факторы ослабили экономическую систему страны. Вследствие этого государство в целом стало неспособным к полноценному выполнению своих основных функций, что вызвало рост угроз национальной безопасности и национальному суверенитету.

Анализ экономической ситуации показал, что возможности национальной экономики подошли к пределу, когда без внешней финансовой помощи преодоление кризисных проблем стало невозможным. Однако, при отсутствии реформ и начала инновационного развития в ближайшем будущем ситуация может оставаться критической. Без коренных изменений в экономической политике и устранения проблем, вызвавших кризис, само лишь предоставление финансово-экономической международной помощи Украине странами и международными финансовыми организациями не сможет решить возникшую проблему.

Предложения участников Круглого стола по преодолению кризиса

·     безусловное выполнение норм Конституции Украины, касающихся  территориальной целостности, суверенитета страны. Осуществление правовых действий в отношении  лиц, нарушивших нормы Конституции Украины, законов Украины и международного законодательства, повлекшие за собой нарушение суверенитета; объявление этих лиц преступниками в соответствии нормами закона; осуществление жестких эффективных и справедливых мер ответственности за совершение преступлений;

·     то же в отношении лиц, допустивших военные преступления, повлекшие за собой гибель мирного населения; допускавших или способствовавших издевательствам над людьми;

·     то же в отношении лиц, осуществивших захват и порчу в больших размерах имущества государства и граждан, активов фирм, финансовых и нефинансовых корпораций;

·     обеспечение безусловной защиты прав собственности;  

·     реформа судебной и правоохранительной систем в соответствии с нормами закона; снятие нормы неприкосновенности; реализация принципа равенства перед законом всех лиц, вплоть до президента;

·     безоговорочная и безусловная борьба с коррупцией;

·     разработка стратегии долговременного экономического развития, направленной на активизацию инновационных процессов с определением инновационных ниш и формированием на их основе приоритетов экономического развития, осуществлении реформ, понятных всем участникам хозяйственной деятельности. Деполитизация экономической сферы;

·     формирование зрелой системной макроэкономической среды европейского типа. В контексте этого – векторов экономического развития как наиболее эффективных для: финансовых и фондовых рынков; инструментов перехода на режим плавающего валютного курса; отказ от дотации отдельных секторов экономики и концентрация ресурсов на прорывных направлениях;

·     развитие и поддержка конкуренции как приоритетного направления регуляторной политики;

·     нормализация расходной части бюджета: обеспечение её прозрачности и эффективности; обеспечение на основе восстановления структуры бюджета условий экономической безопасности: дефицита госбюджета – не более 2% от ВВП, финансирования науки, армии, образования, здравоохранения – не менее 2% от ВВП;

·     обеспечение энергетической безопасности путем перевода теплотехники на альтернативные виды топлива. Сокращение потребления энергии путем внедрения энергосберегающих технологий при строительстве и экономии ресурсов всеми участниками хозяйственной деятельности;

·     переход к политике третирования инфляции, а также – понижения реальных процентных ставок;

·     продолжение политики дерегулирования и либерализации экономической деятельности при одновременном усилении роли государства в стимулировании процессов развития, конкуренции на рыночных условиях, а не на коррупционных схемах, антикризисных мер. Создание систем индикаторов и систем макроэкономического управления для устойчивого бескризисного развития. Выполнение требований международных финансовых организаций и дружественных стран в отношении реформирования экономики, повышающих ее эффективность, создающих гарантированные условия роста благосостояния народа, надежность и защищенность инвестиций, выполнение обязательств;

·     развитие рынка научной и аналитической продукции, ликвидация непрозрачных коррупционных схем создания и использования научной продукции; усиление роли науки, Национальной академии наук, привлечение к решению национальных проблем зарубежных ученых и аналитиков;

·     развитие и поддержка науки и образования для осуществления обслуживания высших технологических укладов;

·     стимулирование инновационного процесса в обеспечении экономической безопасности путем развития ВПК и технологий двойного назначения; усилением государственного финансирования научных разработок;

·     формирование макроэкономической культуры и положительного социального капитала в среде высшего государственного руководства. Создание специальных школ подготовки высшего руководства. Активное взаимодействие в этом направлении деятельности с зарубежными научными и образовательными центрами;

·     расширение прав регионов на обеспечение собственных моделей развития и реализации собственного потенциала. Снятие противоречий «центр – регион», расширение полномочий регионов, их финансовых возможностей, обеспечение деятельности органов местного самоуправления;

·     стимулирование развития гражданского общества, усиление акцентов на развитие и углубление конструктивного диалога между властью и населением, создание атмосферы доверия с целью восстановления благоприятных условий для экономического роста страны;

·     реформирование медицинской сферы по лучшим мировым стандартам, с привлечение зарубежных экспертов; использование возможностей ее развития для осуществления инновационной политики; усиление роли государства и науки на этом направлении;

·     то же – военной сферы;

·     то же – образования;

·     реформирование обязательного платежа «Єдиний соціальний внесок» с целью детенизации экономики;

·     развитие вооруженных сил и систем национальной безопасности. Перевод их на новые современные высокотехнологичные системы. Особое внимание уделить развитию системы информационной национальной безопасности;

·     преодоление технологического разрыва в экономическом развитии;

·     создание ситуационных антикризисных центров, разработка инновационных систем различного уровня, координация совместных усилий по выведению экономической деятельности из тени;

·     наведение порядка и дальнейшее развитие законодательной базы на основе всем понятных и всеми принятых традиций;

·     осуществление реформ в ЖКХ, развитие конкуренции в данной сфере;

·     осуществление новой социальной политики путем сокращения разницы в доходах между самыми бедными и самыми богатим слоями населения, создания автоматических социальных антикризисных стабилизаторов;

·     проведение компромиссной торговой политики со всеми странами-партнёрами во внешнеэкономической деятельности ради сохранения сложившихся торговых связей. Поиск новых внешних рынков сбыта отечественной продукции, в частности регионы Африки, а также ближневосточные страны.

·     разработка, согласование и безусловная реализация плана действий по европейской интеграции.

Внешние факторы, обусловившие кризисные явления в Украине:

·     агрессивная экономическая экспансия РФ по отношению к Украине, выразившаяся в ценовой политике поставок энергоносителей, захвату контроля (через банки) над отдельными секторами экономики;

·     вооруженное нападение РФ на Украину, аннексия территорий, осуществление частно-военных операций;

·     падение мировых цен на основные экспортируемые товары, в частности на металлы, в связи с мировой рецессией 2008 года;

·     негативные последствия мирового валютно-финансового кризиса 2008 года;

·     разрыв внешнеэкономических связей с основными традиционными партнёрами, трудности быстрой переориентации на новые внешние рынки по причине низкой инновативности производств;

·     рост цен на энергоносители в мире;

·     в результате длительного воздействия высокой коррупции, отсутствия процессов развития и инновационной политики, а также сохранения негативных макроэкономических пропорций – частичная потеря экономического и политического суверенитета Украины со смещением центров принятия стратегических решений за её экономические и политические границы.

К эндогенным факторам, обусловившие кризисные явления в Украине, участники, в частности, отнесли:

·     продолжающийся спад промышленного производства, темпов прироста ВВП, рост бедности и неравномерности распределения доходов;

·     высокий уровень коррупции, устойчивость ее институтов в традиционной экономике и в органах власти, ее обслуживающих;

·     слабость силовых институтов исполнительной власти в результате отсутствия стратегических приоритетов развития;

·     несформировавшаяся государственность и политическая нация, отсутствие целостности системы; отсутствие цивилизационных основ формирования идентичности;

·     низкий уровень макроэкономической грамотности руководителей и аппарата исполнительной власти на фоне высокой коррупции;

·     отсутствие у элит понимания роли и значения развитой системной макроэкономической среды, без которой невозможны активизация процессов самоорганизации экономики, активное подключение малого и среднего бизнеса к реализации задач правительства; пассивно-наблюдательская позиция за ростом процентных ставок и валютного курса, которые вызывают угнетение инвестиционного процесса в реальном секторе экономики, угнетение отечественного товаропроизводителя и кризис банковской системы;

·     отсутствие современных механизмов выбора приоритетов экономического развития и инструментов их реализации, отсюда – неэффективное использование финансовых и других ресурсов государства;

·     небрежное отношение к национальному богатству и ценностям, отсутствие необходимых реформ, способных активизировать процессы развития вместо сохранения устаревших форм экономических отношений, игнорирование роли рыночных механизмов и роли конкуренции;

·      доминирование политических приоритетов над экономическими;

·     старение технологий, падение рентабельности в целых отраслях экономики, низкая производительность труда, неэффективность управления предприятиями, деградация промышленного производства и реального сектора экономики, критический уровень износа основных фондов;

·     отсутствие развитых финансовых и фондовых рынков;

·     несбалансированная структура ВВП, непонимание правящей элитой роли и значения макроэкономических пропорций в части налогообложения экономических трансакций, приведение налогообложения выше допустимого уровня, за которым возникает сжатие национальной экономики;

·     переход макроэкономических пропорций за границы значений экономической безопасности, что привело к: ослаблению основных функций государства в части обороны, защиты национальных интересов, научной деятельности, здравоохранения, образования, культуры;

·     неадекватное использование инструментов монетарной и валютной политики к возникшим кризисным процессам, что спровоцировало сворачивание деловой активности, внезапную остановку капиталов, их резкий отток за границу и мощное давление на валютные резервы и валютный курс;

·     недостаточно эффективное использование инструментов бюджетно-финансовой политики: усиление фискального давления и, в условиях несовершенной налогового законодательства, применение «силовых» инструментов по наполнению доходной части бюджета;

·     несовершенство законодательной базы, закрепляющее макроэкономические перекосы в экономике, сдерживающей выход реального сектора экономики из тени;

·     высокий уровень коррупции, сделавший невозможным осуществление долговременных инновационных и инвестиционных проектов;

·     критически низкий уровень инвестиций в структуре ВВП с высоким уровнем доминирования традиционного производства над инновационным;

·     остановка предприятий на юго-востоке Украины и рост численности безработных;

·     монополизация и олигархизация политической и экономической сфер, что в значительной мере препятствует развитию малого и среднего бизнеса, инновационных процессов с их участием, созданию рабочих мест, требующих высококвалифицированного труда и, тем самым, неизбежно вызывая социальные потрясения, а также бегство из страны интеллектуалов;

·     проблема низкого профессионализма в среде политиков и аппарата высших органов государственной власти;

·     дистанцирование руководства страны от эффективного взаимодействия с наукой в вопросах выработки и принятия решений на стратегически важных направлениях экономического развития, научно-технической политики и международной конкуренции – критически низкий уровень финансирования науки и подготовки кадров;

·     шоковые последствия глубокой девальвации национальной валюты, рост ставок процента на денежных рынках;

·     настороженное отношение к национальной валюте, недостаточное развитие на этой основе национальных рыночных институтов и повышение долларизации экономики;

·     низкий уровень развития социальной сферы, низкий уровень социальных стандартов, слабость и недостаточная развитость пенсионной системы;

·     угнетенное состояние оборонной, научной, образовательной и медицинской сфер;

·     низкий уровень реальных доходов населения и уровня жизни, как предпосылки к продолжению социальных волнений;

·     повышение цен на услуги ЖКХ без реформирования этой сферы; монополия государства в этой сфере;

·     рост угроз энергетической безопасности, рост угроз сворачивания деятельности целых секторов экономики вследствие возможной приостановки поставок газа;

·     на фоне роста угроз военных конфликтов нарастание опасений и тревог населения;

·     чрезмерное увлечение властью PR-акциями вместо реального реформирования экономики.

© Институт эволюционной экономики, 2014

Ігор Макаренко (Інститут еволюційної економіки), Іван Бунтов (Європейська Економічна Палата в Україні), В’ячеслав Соловйов (ЦДПІН ім. Г.М.Доброва НАНУ), Сергій Дацюк (філософ), Валерій Базиленко (компанія ASUS), Євген Копатько (Компанія "Research&BrandingGroup"), Микола Івченко (ForexClub), Ерік Найман (інвесткомпанія “Капітал-таймс”), Валентин Бадрак (Центр дослідження армії, конверсії та роззброєння), Юрій Щірін (Агентство індустріального маркетингу), Павло Ілляшенко (компанія “Кінто”),  представники органів державної влади та громадських організацій.

Опубликовано на сайте: 2014-08-06

2023-09-16:
Контроль над искусственным интеллектом как видом вооружения. Часть первая: технологии и проблемы

Меган Ламберт — бывший младший научный сотрудник программы "Технологии и национальная безопасность" в Центре новой американской безопасности.

Пол Шарре — вице-президент и директор по исследованиям Центра за новую американскую безопасность, автор книги Four Battlegrounds: Power in the Age of Artificial Intelligence.

Статья адаптирована из отчета Центра новой американской безопасности "Искусственный интеллект и контроль над вооружениями"
2020-02-29:
Вопросы, которые задают при вступлении в Оксфорд

Вступительный экзамен в магистерский Колледж Всех Душ (All Souls College) в Оксфорде считается самым сложным в мире. И это несмотря на то, что там нет ни формул, ни задач, ни конкретных научных вопросов. По статистике, только один из 20 оксфордских бакалавров способен его пройти.
2006-12-28:
Материалы Форума Алушта-2006
полное собрание материалов XI  международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы  инновационного развития экономики» (Алушта 2006)
2005-09-28: