Инновация - это исторически бесповоротное изменение способа производства вещей.
Й. Шумпетер


М.И. Туган-Барановский

Й.А. Шумпетер

Н.Д. Кондратьев

Галерея выдающихся ученых

UA RU EN

Обращаем внимание на инновацию, созданную на данном сайте. Внизу главной страницы расположены графики,  которые в on line демонстрируют изменения цен на мировых рынках золота  и нефти, а также экономический календарь публикации в Интернете важных мировых экономических индексов 

 
Публикации

Кузьменко В.П.

Формирование креативных циклов общественного развития: иновационная парадигма социально-экономического роста, гармонизированная природой

Статья впервые была опубликована в сборнике докладов  на Международном инновационном форуме «Креативные технологии; перспективы и пути развития» (г. Элиста, Калмыкия, РФ, 5 - 6 июля 2010 года) а также на сайте упомянутого Форума. При полном или частичном использовании материалов статьи ссылки на первоисточники публикаций и автора обязательны.

Прямой адрес статьи в Интернете  http://www.creativeforuminkalmykia.org/program/doklady/45-kuzmenko


Кузьменко В.П. (НИПМБ СНБО Украины)

 Свобода приходит нагая,

Бросая на сердце цветы,

И мы, с нею в ногу шагая,

Беседуем с небом на ты.

Мы, воины, строго ударим

Рукой по веселым щитам:

Да будет народ государем

Всегда, навсегда, здесь и там!

Пусть девы споют у оконца,

Меж песен о древнем походе,

О верноподданном Солнца –

Самодержавном народе.

19 апреля 1917

 

Велимир Хлебников (1885-1922)

 

Доклад не случайно начинается с эпиграфа со стихом абсолютно свободного в своем творчестве русского поэта Велимира Хлебникова, который родился 125 лет тому назад в Ханской ставке Малодербетовского улуса Калмыцкой степи. Человек рождается на свет не для того чтобы в нем просто существовать и выживать, а чтобы жить полноценной жизнью, которая возможна только в условиях его реальной свободы действий, которые дают возможность ему защитить свои права и человеческое достоинство. И правовое государство в истории человечества создали для того, чтобы защитить человека от внешних и внутренних угроз, чтобы помогать ему в трудные времена кризисов, защищая его права и требуя от него выполнения своих гражданских обязанностей. Об этом писали еще два с половиной тысячелетия тома на Древнем Востоке индийский мыслитель Каутильо в трактате “Артхашастра”, а в античном Западе греческий мыслитель Платон в трактате “Государство” [1]. Этот период середины последнего тысячелетия до новой эры, когда в Китае  создавали свои философские труды Конфуций и Лао-цзы, а в античном мире еще и Сократ и Аристотель, длиной почти в полтысячелетия, уже в середине ХХ века немецкий философ и психолог Карл Ясперс в своей знаменитой работе “Истоки истории и ее цель” (1948 г.) назвал “осевым временем истории” [2], т.е. временем расцвета философии и культуры человеческой цивилизации в условиях определенной свободы, которую получили граждане, достигши вершин творческого состояния акме.

Таким образом, характеризуя общие черты того или другого общества, одним из основных его признаков следует признать именно уровень свободы его граждан. И, как заметил наш выдающийся мыслитель – автор «Смысла творчества» и философ свободы Николай Бердяев, свобода – это не только осознанная, но и преодоленная необходимость [3]. Именно возможности ее преодоления определяют меру сжатия или расслабления “общественной атмосферы”, т.е. то состояние социума, когда власть предоставляет своим гражданам условия для “свободного дыхания” и креативной (творческой) деятельности каждой личности, или, наоборот, каждый шаг гражданина находится под “неусыпным глазом” созданных властью органов максимального покорения воли человека путем тотального давления на него, вплоть до физического уничтожения, на чем и держался советский режим. С блеском описанный такой тоталитаризм в антиутопиях “Мы” Евгения Замятина , 1984”  Джорджа Оруэлла и “Этот замечательный новый мир” Олдоса Хаксли. И путь к свободе (противоположное название “Дорога к рабству”, с описанием, рабовладельческого, в сущности, устройства в бывшем СССР, имела одна из работ выдающегося австрийского ученого Фридриха Августа фон Хайека, лауреата нобелевской премии в области экономики 1974 г., который, кстати, написал и “Конституцию свободы”[4]) в обществе прокладывался либеральными идеями, обобщением которых и стал экономический либерализм, обоснованный величайшими представителями (его выдающимися теоретиками), которыми в ХХ столетии стали как раз Ф. Хайек вместе со своим учителем Людвигом фон Мизесом.

Дефиниция "либерализм", которая является производной от латинского слова "liber", что означает "свободный", сперва относилась именно к философии свободы. В 1927 г. выдающийся мыслитель XX столетия и главный идеолог экономического либерализма австрийской школы политической экономии Л. Мизес во вступлении к своей ранней работе “Либерализм в классической традиции”  писал:

Философы, социологи и экономисты XVIII и начала XIX вв. сформулировали политическую программу, служившую руководством для социально-экономической политики сначала в Англии и Соединенных Штатах, затем на европейском континенте и, наконец, в остальных частях населенного мира. В полной мере эта программа не была реализована нигде. Даже в Англии, которую называли родиной либерализма и образцом либеральной страны, сторонникам либеральной политики никогда не удавалось воплотить все свои требования. В остальном мире на вооружение брались только отдельные части либеральной программы, в то время как другие, не менее важные, либо отвергались с самого начала, либо от них отказывались через короткий промежуток времени. Лишь с некоторой натяжкой можно сказать, что мир когда-либо пережил либеральную эпоху. Либерализму так и не позволили воплотиться полностью.

Тем не менее, каким бы кратковременным и ограниченным не было господство либеральных идей, этого оказалось достаточно, чтобы изменить облик мира. Произошел взрыв экономического развития. Освобождение производительной силы человека многократно преумножило средства существования. <...> Процветание, созданное либерализмом, значительно снизило детскую смертность, безжалостный бич более ранних эпох, и в результате улучшения условий жизни увеличило ее среднюю продолжительность” [5]. Без либерализма не может быть и креативной экономики

Таким образом, либерализм очень тесно связан с успехами в социальной политике, следствиями которой является качественное улучшение и колличественное удлинение человеческой жизни. Но парадоксальным является тот факт, что именно в наиболее либеральной Англии выдающийся экономист ХХ века Джон Мейнард Кейнс еще в 1936 г. закончил свою знаменитую “Общую теорию занятости, процента и денег” [6], которая является своего рода антиподом экономическому либерализму. В ней он впервые обобщил мировой опыт макроэкономической антикризисной политики, которая потом была названа кейнсианской, а обобщенное им революционное течение в мировой экономической мысли - кейнсианской революцией или кейнсианством, которое противопоставлялось либерализму. В кейнсианской политике акценты сделаны на государственном регулировании за счет инвестиционной и социальной политики, о чем впервые писал, еще за 42 года до Кейнса, выдающийся украинский ученый-экономист Михаил Иванович Туган-Барановский в своей работе 1894 г. “Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и ближайшие влияния на народную жизнь” [7].

В итоге можно сказать, что Михаил Туган-Барановский впервые в мире разработал учение о закономерности цикличности системной экономической динамики, связанной с периодичностью промышленных кризисов, как фактора влияния на изменения в народной жизни, т.е. на социальную сферу экономики. Он показал закономерность не только возникновения кризисов, а и путей их преодоления за счет активизации инвестиционной и социальной политики. Причем Туган-Барановский чуть ли не впервые в мире обратил внимание на необходимость именно социальной, а не политической направленности экономического развития путем усиления социальной политики через гармонизацию дифференцированных страт общества. В средине ХХ века стокгольмская школа экономической мысли, творчески опираясь на концепцию Туган-Барановского, открыла пути самосохранения и развития капитализма на основе шведской модели, которая успешно реализована сегодня в скандинавских странах, которые по уровням индексов  человеческого развития уверенно лидируют в шеренге наиболее развитых стран мира.

Следует подчеркнуть, что кейнсианство возникло во времена Великой депрессии 30-х годов ХХ ст. как антикризисная теория и практика преодоления этой депрессии. То есть - это финансово-экономическое лекарство преодоления болезни социально-экономического организма, который находится в кризисном состоянии. Но тогда, когда экономика уже не больна, т.е. вылечилась и вышла на путь устойчивого экономического роста, вмешательство в ее организм со стороны государства должно быть минимальным и наступает время для максимального расцвета экономического либерализма. Иными словами, сегодня  в реальной экономике имеет место маятник периодических колебаний между неолиберализмом и неокейнсианством в социально-экономических циклах, которые будут продолжаться и дальше. И задача современной экономической политики не расшатать этот маятник, своевременно преодолевая ожидаемые социально-экономические кризисы с минимальными потерями и отрицательными последствиями.  

Либерализм - это одна из основных идеологий, наряду с консерватизмом, социал-демократизмом, анархизмом, марксизмом и другими. Либерализм пережил историю более чем в два столетия и проник в разные области общественной жизни. За это время он испытал множество содержательных трансформаций, трактований, интерпретаций. Тем не менее, для социальной политики дефиниции “либерализм”, “либеральный” - это символы, которые аппелируют к социальной и экономической самостоятельности индивида, которые декларируют если не полный отказ от государственного вмешательства, то максимальное его сокращение и ограничение в правах. Модели социальной политики, в том числе и модель, которая традиционно обозначается как либеральная, или неолиберальная, обычно противопоставляется франко-немецкой (корпоративно-дирижистской) модели, а также модели социальной политики патерналистского государства, сегодня наиболее присущей скандинавским странам.

Традиционно считается, что либеральные принципы социальной политики проповедовались представителями английской экономической и социальной мысли, начиная, прежде всего, с Адама Смита. Поэтому очень значимой является роль Великобритании в общей истории развития экономической и социальной политики, которая свидетельствует не столько о благосклонности какому-то определенному политическому курсу, а, наоборот, обнаруживает пример постоянного его изменения, хотя именно в этой стране либеральные идеи получили наибольшее распространение и там же они более всего опровергались в период расцвета кейнсианства. Но как бы не менялся вид либерализма, в будничном восприятии он остается символом индивидуализма, свободы, которая является необходимым атрибутом для продвижения инноваций, создания среды для инновационного прорыва в условиях созданного государством конкурентного рынка.

В центре внимания либерализма - личность с ее прирожденными и неотъемлемыми правами, прежде всего на независимость, свободу действий и выбора. Формирование либерализма связано с модернизацией общества, сказавшейся на развитии экономики и  науки, секуляризации культуры, вследствие чего менялось общественное мировосприятие. С одной стороны, либерализм был попыткой понять и объяснить общество, с другой - изменить его. Главная идея либерализма - защитить с помощью права (юридической системы законов) индивидуальную свободу, предоставить человеку максимальное количество шансов для самореализации и избежать при этом любого насилия. В разных государствах и в разное время эта парадигма имела свои отрицательные черты. Либерализм - неотъемлемая часть политической и социальной истории Нового времени. Понимание социальной политики как порождение идей этого времени требует ясного представления о становлении и развитии либеральной доктрины как на Западе, так и в России, Украине,  Казахстане и вообще по всему постсоветскому пространству так называемых стран СНГ.

Австрийская школа политэкономии получила сразу после войны такие выдающиеся работы «новой австрийской школы» как «Индивидуализм и экономический порядок» (1948) Ф. А. фон  Хайека и «Человеческая деятельность: Трактат из экономической теории» (1949) Л. фон Мизеса. Последняя фундаментальная системная работа, посвященная непосредственно праксиологии - общей теории человеческой деятельности,  возникшей из классической политэкономии, в своем составе имеет специальную главу – «Гармония и конфликт интересов», которую ученый начинает с опровержения известного тезиса: «выигрыш одного человека оборачивается потерей для другого; ни один человек не имеет прибыли кроме как путем потерь для других людей» [8]. Этой догмы, как утверждает Мизес, придерживались еще античные авторы, а в средневековой Европе ее первым сформулировал выдающийся французский философ Мишель Монтень, в связи с чем он ее назвал “догмой Монтеня”. Из нее вытекает вывод, что в рамках рыночной экономики существует вечный конфликт как между интересами разных общественных классов одного народа, так и между интересами любой страны и интересами всех других государств. И еще важнее, по утверждению этой догмы, этот конфликт нельзя разрешить. Но Л. Мизес опровергает эту догму и доказывает, что в цивилизованной рыночной экономике конфликт интересов преодолевается за счет креативной деятельности людей.

Как уже отмечалось, вопрос, связанный с ролью государства в решении социальных проблем, государственной социальной политикой, Мизес рассматривал еще в ранней своей работе “Либерализм в классической традиции”. Согласно Мизесу, либеральная доктрина возлагает на государство выполнения таких функций, как защита собственности, свободы и мира. По Мизесу, “демократия - это такая форма политического устройства, которая разрешает приспосабливать правительство к желаниям управляемых без насильственной борьбы. Если в демократическом государстве правительство больше не проводит ту политику, которой хотело бы видеть большинство населения, то для того чтобы посадить в правительственные кабинеты тех, которые желает работать в соответствии с волей  большинства, нет необходимости начинать гражданскую войну. Посредством выборов и парламентских процедур смена правительства происходит гладко и без трений, насилия и кровопролития”. Хотя в реальной политике не все так гладко происходит в каждой стране.

Какие же границы правительственной деятельности? “Задача государства - как видит ее либерал - заключается единственно и исключительно в гарантировании защиты жизни, здоровья, свободы и частной собственности от насильнических нападений. Все, что идет дальше этого, является злом. Правительство, которое вместо выполнения этой задачи стремится зайти так далеко, что фактически посягает на личную безопасность жизни и здоровья, свободу и собственность,  будет, разумеется, отрицательным явлением <...> как только мы отказываемся от принципа, согласно которому государство не должно вмешиваться ни в какие вопросы, затрагивающие образ жизни индивида, мы, в конце концов, приходим к тому, что начинаем регулировать его в мельчайших деталях. Личная свобода индивида упраздняется. Он становится рабом общества, обязанным повиноваться диктату большинства. <...> Предоставить большинству право диктовать меньшинству, о чем ему думать, что читать и что делать, - означает раз и навсегда поставить крест на каком бы то ни было прогрессе” [5]. И опасность такого креста присутствует в странах СНГ.

Людвиг фон Мизес обращается к проблеме гражданского общества в системе осуществления государственной политики. Ученый признает, что все, что положено делать государству, она делает с помощью принуждения и силы. Подавление обращения, опасного для общественного порядка, - самая суть государственной деятельности. В свою очередь либерализм стремится смягчать остроту отношений правительственного чиновника и гражданина. Поиск консенсуса их интересов и представляет предмет реальной политьики.

Меньшинство, которое хочет увидеть торжество своих идеалов, должно интеллектуальными средствами добиваться того, чтобы стать большинством. Государство должно быть устроено так, чтобы рамки его законов давали человеку определенную свободу. Гражданин не должен быть так жестко ограничен в своей деятельности, чтобы при расхождении с позицией власти он оказался бы перед выбором - или погибнуть, или уничтожить государственный механизм. Тем более, что в условиях резкого роста количества природных и техногенных катастроф в конце ХХ - начала ХХІ столетий вероятность гибели человека и так возрастает очень быстро и легко может достигнуть точки бифуркации.

Формирование современной парадигмы социально-философского исследования взаимодействия общества и природы, их общей эволюции (коэволюции) с учетом еще и экологической составляющей социальной политики государства сделано в конце ХХ века  выдающимся российским мыслителем Никитой Николаевичем Моисеевым [9] и происходит сквозь призму экологической деятельности человека в окружающей природной среде. Довольно символическим является тот факт, что этот выдающийся ученый, предупредив главную опасность для человечества через моделирование “ядерной зимы”, оставив нам широкое поле для раздумий относительно будущего человеческой цивилизации, ушел от нас в иной мир вместе с этим ХХ “веком-волкодавом”, согласно точной поэтической метафоре гениального русского поэта Осипа Мандельштамма.

В самом конце второго тысячелетия Христианской эры в России вышла книга известного ученого-международника Владислава Иноземцева «Расколотая цивилизация: Наличествующие предпосылеи и возможные последствия постэкономической революции» [10], само название которой говорило о кризисных процессах в цивилизации, которые приобрели в новом тысячелетии угрожающий характер для всего человечества. В этой книге, подводя итоги глобализации научных исследований и разработок национальных инновационных систем (НИС), он подчеркнул, что их глобализация пока фактически является «триадизацией», отражающей растущее взаимодйствие ведущей триады развитых стран ЕС, США и Японии, входящих в G-7, подтверждаемой данными о современных географических параметрах глобальной инновационной деятельности, отраженной в затратах НИР, патентовании, размещении филиалов крупнейших ТНК мира.

Вместе с тем трудно не согласиться с ведущим специалистом по НИС Натальей Ивановой – автором первой в РФ книги «Национальные инновационные системы», вышедшей в свет уже в 2002 г., которая выразила сомнение, что именно триадизацией ограничится в перспективе процесс формирования глобальной инновационной сферы, и цивилизация окончательно расколется на страны, участвующие в этом процессе, и страны, регионы и целые континенты, которые останутся на обочине прогресса. Последние годы показали, что в процессе распространения инновационной деятельности за пределы своих регионов включились компании целого ряда стран Юго-Восточной Азии. Есть признаки перехода к модели инновационного роста в НИС латиноамериканских стран. Новейшие примеры бурного роста отраслей информационных технологий, ориентированных на глобальные рынки, продемонстрировала Индия, Южная Корея. Активную политику глобального развития ведет Китай. А учитывая, что Китай и Индия уже на рубеже тысячелетий вышли на наиболее высокие в мире темпы экономразвития, в новом мировом экономическом порядке они имеют все больший вес, за которым следует и возможность большего влияния на мировую политику. Активно включились в разработку НИС Казахстан, РФ и Украина, а в условиях глобализации уже весь мир есть в этом процессе. 

Обращает на себя внимание и тот факт, что все человечество оказалось посаженным на «энергетическую иглу», поскольку энергетическое потребление возрастает в два раза за каждые 20 лет. Чем больше расходуется энергии, чем сложнее организация жизни, тем все более вероятны техногенные катастрофы самых различных масштабов, вплоть до общепланетарных. Учитывая, что Земля вот уже четверть века тому назад, начиная с Чернобыльской аварии в СССР, по сути, вступила в эпоху катастроф, причем не только техногенных, но и природных, наращивающих темпы роста по оценке прогнозного центра российского МЧС по 5-7% в год (текущий 2010 г. просто аномальный по количеству землетрясений, извержений вулканов и наводнений, от которых сильно пострадали многие страны мира), человечество должно обратить серьезное внимание на экологию. О ней много говорилось в СССР в заключательной фазе его существования, названной «перестройкой», которой действительно требовала устаревшая структура народного хозяйства в направлении инновационного обновления производства экологически чистыми технологиями в приоритетных его отраслях, которого в странах СНГ, наибольше пострадавших от Чернобыльской катастрофы, как раз и не произошло до сих пор.

Развивающиеся страны - Бразилия, Россия, Индия и Китай (BRIC) отняли у США лидерство в области добычи энергоресурсов, сообщалось еще 25 июня 2007 г. в докладе Goldman Sachs. Доминирование стран BRIC в области добычи энергоносителей уже очевидно, но оно также начинает проявляться в сферах производства металлов и добычи минерального сырья, а также становится заметней в страховании и производстве потребительских товаров. "Для любой компании, которая работает на международном уровне, мир изменяется более быстрыми темпами и становится более конкурентным, чем когда-либо ранее – по-настоящему глобализируясь, - заявил Энтони Линг (Anthony Ling), управляющий директор Goldman Sachs International. – И одна из наиболее заметных перемен - это подъем экономик BRIC”. По данным Goldman Sachs, в конце первой войны в Персидском заливе в 1991 году среди 20 крупнейших энергетических компаний по рыночной капитализации 55% были американскими, а 45% европейскими. Однако в 2007 году 35% 20 крупнейших компаний представляют страны BRIC, около 35% Европу и лишь 30% США. И это открывает России вместе с другими странами BRIC перспективы. В отличие от РФ эти страны в 2009 г. не имели абсолютной рецессии своих экономик. Правда, в Украине рецессия 2009 г. привела к рекордному падению ее ВВП на 15%. Но и ВВП  стран Большой семерки провалились в 2008 г.: в США – на 3%, ЕС – на 4%, Японии – на 5%. Только благодаря росту экономик Китая, Индии, Бразилии, РК, Австралии, Новой Зеландии и других стран АТР мировой валовый продукт (МВП) упал в 2009 г. на 2,2%. Для того, чтобы преодолеть глобальную рецесию экономики, в прошлом году было создано новое объединенение двадцати наиболее крупных стран мира G-20, представляющих все континенты нашей планеты, на которое и возложены эти функции. И тут вполне логично вспомнить, что перед первой мировой войной 1914-1918 гг. создать планетарное общество Председателй Земного Шара предлагал гений Велимир Хлебников.

Литература

1.      Артхашастра; Платон. Государство. // Книга Государя: Антология политической мысли. – СПб.: Амфора, 2004. – С. 18-72, 110-154.

2.      Ясперс К. Истоки истории и ее цель. // Ясперс К. Смысл истории и ее назначение. – М.: Республика, 1991. – С. 27-286.

3.      Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989.

4.      Хайек Ф. Дорога к рабству. – М.: Новое издательство, 2005; Гаєк Ф. Конституція свободи. – Львів: Літопис, 2002.

5.      Мизес Л. Либерализм в классической традиции. – М.: Социум-Экономика, 2001.   

6.      Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. // Кейнс Дж.М. Избранные произведения. – М.: Экономика, 1993. – C. 224-518.

7.      Туган-Барановский М.И. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и ближайшие влияния на народную жизнь. – СПб., 1894.; Туган-Барановский М.И. Промышленные кризисы. Очерк из социальной истории Англии. – 2-е совершенно переработанное издание. - СПб., 1900. – переиздание: Киев: Наукова думка, 2004.

8.      Мизес Л. Человеческая деятельность (праксиология): трактат по экономической теории. – Челябинск: Социум, 2005.

9.      Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. – М.: Языки русской культуры, 2000; Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М.: Устойчивый мир, 2001.

10.  Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. – М.: «Academia» - «Наука», 1999.

11.  Иванова Н. Национальные инновационные системы. – М.: Наука, 2002.

Опубликовано на сайте: 2010-11-08

Комментарии к этой статье:

Дата: 2010-11-29     Коментарий добавил(а): Админ

Предыдущий комментарий удален администратором, т.к. по сути является рекламой и не соответствует теме статьи