Инновация - это исторически бесповоротное изменение способа производства вещей.
Й. Шумпетер


М.И. Туган-Барановский

Й.А. Шумпетер

Н.Д. Кондратьев

Галерея выдающихся ученых

UA RU EN

Обращаем внимание на инновацию, созданную на данном сайте. Внизу главной страницы расположены графики,  которые в on line демонстрируют изменения цен на мировых рынках золота  и нефти, а также экономический календарь публикации в Интернете важных мировых экономических индексов 

 
Публикации

Кузьменко В.П.

Роль В.И. Вернадского в синтезе космопланетарной мысли ученых России и Украины (в контексте катастроф ХХ-ХХI ст. и коэволюции природы и общества)

25-27 cентября 2013 г. в Санкт-Петербурге (Россия) прошел Международный конгресс «Научное наследие Владимира Вернадского – фундаментальная основа научно-образовательной революции ХХI века и стратегии глобального устойчивого развития». В первый день работы конгресса, 25 сентября в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете прошла Международная научно-образовательная конференция «Революция в науке и образовании ХХIвека: ноосферно-цивилизационный аспект». Во второй день работы конгресса, 26 сентября в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете прошел Международный научный симпозиум «Теоретические основы и стратегия глобального устойчивого развития», где после приветствий и вручения медалей «150 лет со дня рождения В.И. Вернадского», которой награжден и автор данной работы, первым был зачитан мой доклад. Третий день работы конгресса и симпозиума  завершился 27 сентября работой его сессий и секций в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете.

12 марта 2013 г. исполнилось 150 лет со дня рождения гениального украинского ученого мирового уровня Владимира Ивановича Вернадского. В этом году в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге прошли международные научные конференции, посвященные его памяти с оценкой великого наследия, которое оставил нам выдающийся ученый. И это не случайно, поскольку и в Украине, и в России его считают национальным гением. Ведь родившись в семье известного украинского экономиста Ивана Вернадского в 1863 г. в Санкт-Петербурге, он закончил именно Санкт-Петербургский университет. С 1890 по 1911 год Владимир Вернадский проработал профессором Московского университета, где раньше преподавал его отец, с которого ушел в знак протеста против политики правительства и снова переехал в Санкт-Петербург. В буреломный 1917 год двух российских революций он формально “по постановлению физико-математического отделения о командировании на юг для работы в связи с болезнью” приезжает в Киев, где где во времена правления последнего гетьмана УкраиныПавла Скоропадского,в 1918 г. он вместе с  гениальным украинским ученым Михаилом Туган-Барановским создает Всеукраинскую академию наук и избирается первым ее президентом. После пребывания в Крыму до 1921 г., в столице которого Симферополе его именем сейчас назван университет, первым ректором которого он был, Владимир Вернадский возвращается в Петроград, откуда через год уезжает на пять лет во Францию, где в Сорбонне впервые читает свои лекции о «ноосфере». Эту дефиницию там ему предложили французские ученые - математик и философ - бергсонианец Эдуард Ле Руа и философ-палеонтолог Тейяр де Шарден. В 1926 г. он снова возвращается в Ленинград, где работал директором Радиевого института, а в 1935 г. переезжает в Москву, где, за исключением эвакуации во время Великой отечественной войны в село Боровое, он прожил до конца своих дней. Умер Владимир Вернадский 6 января 1945 г., не дожив 4 месяца до окончания войны. Перед своей смертью всем нам он написал завещание:

Мы живем, во всяком случае, в эпоху крупнейшего перелома. Философская мысль оказалась бессильной возместить связующее человечество духовное единство. Духовное единство религии оказалось утопией. Религиозная вера хотела создать его физическим насилием – не отступать от убийств, организованных в форме кровопролитных войн и массовых казней. Религиозная мысль распалась на множество течений. Бессильной оказалась и государственная мысль создать это жизненно необходимое единство человечества в форме единой государственной организации. Мы стоим перед готовыми к взаимному истреблению многочисленными государственными организациями – накануне новой резни.

И как раз в это время… появилась в ясной реальной форме возможная для создания единства человечества сила – научная мысль, переживающая небывалый взрыв творчества. Это – сила геологического характера, подготовленная миллиардами лет истории жизни в биосфере…

Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – в свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть “ноосфера”…

Мы вступаем в нее – в новый стихийный геологический процесс – в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны. Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере.

Можно смотреть, поэтому, на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим” [1].

Прошло уже почти 70 лет, как Вернадским было написано завещание для потомков. Хотелось бы верить в оптимизм его реализации. Однако новые грозовые тучи сгущаются с начала ХХІ ст. над человечеством и заставляют воспринимать его сдержанно, прикладывая максимум усилий, чтобы пророчество великого сына украинского и российского народов сбылось. Тем более что в течение последнего 12-летнего исторического цикла отношения между народами России и Украины складывались не лучшим образом и пик их обострения припал как раз на 2013 год. И это несмотря на то, что в 90-е годы ХХ ст. первый президент РФ Борис Ельцин призывал россиян просыпаться с думами, что хорошего они сделали для Украины. В связи с этим вспоминаются и гениальные строки бессмертного Тараса Шевченко: «Думи мої, мої думи,лихо мені з вами! Нащо встали на папері сумними рядами?..». 

Таким образом, истоки современной науки о совместном развитии (коэволюции) природы и общества восходят к теории биосферы и ноосферы Владимира Ивановича Вернадского, в основе которой лежат открытые им биохимические явления, позволившие ввести понятие «живой материи», которой собственно и присущ эволюционный процесс, отсутствующий в косной материи. Это открытие, по свидетельству самого ученого, родившегося в Санкт-Петербурге, было им сделано в годы гражданской войны на родине его родителей - Украине, соучредителем и первым президентом Академии наук которой он стал в 1918 г. Через 60-70 лет после этого российским филологом Р.В. Дугановым было высказано мнение о том, что понятие «ноосферы» великий русский поэт Велимир Хлебников пытался ввести еще в 1904 г., найдя для него славянский неологизм «мыслезем» [2]. Он не мог знать о будущих научных открытиях Вернадского, сделанных в конце 10-х -начале 20-х гг., но появление теории ноосферы, очевидно, предчувствовал. Особенно следует сказать об ощущении ритмики мировых процессов  Хлебниковым в созданной им универсальной теории циклов  - «основного закона времени», изложенного в конце жизни в «Досках судьбы» [3].

Понятию ритма особое значение придавали еще древние цивилизации. Выдающийся российский философ Алексей Лосев в 1922 г. писал: «время – максимально близкий, максимально интимный аналог числа. Время так же «пусто», как и число, так же имеет свое собственное содержание, независимое от грубой качественности внешнего мира…Число и время – оба суть животрепещущий пульс бытия; и обе стихии – раньше и первичнее самого бытия, ибо это и есть то, что порождает саму сферу бытия и творит ее индивидуацию. Число и время – мощь и напряженность бытия, лишенная всего внешнего и случайного; это обнаженное сердце бытия, откуда вечно льются животворные и одушевляющие потоки мировой жизни, откуда творится и сама судьба бытия и мира. Число есть смысл времени, а время есть жизнь чисел. Время ведь тоже есть, в конце концов, счетность или, вернее, некая определенная модификация счетности. И то и другое, число и время, - это реальная, до последней и интимнейшей степени явленная судьба бытия, т.е. само бытие в своих живых и нервных сплетениях и сочленениях»[4]. Как знаток античной философии он отмечал: «ритм в понимании Платона как определенного рода порядок движения охватывает собою решительно всю действительность, начиная от человеческой жизни, индивидуальной и общественной, переходя к сфере искусства и кончая движением космоса в целом» [5].Современный ученый Дж. Уитроу ставит понятие ритма как первичное по отношению к категории времени: «мы воспринимаем время не непосредственно, а только в виде конкретных последовательностей и ритмов <...> Время основано на ритмах, а не ритмы на времени» [6]. И именно экономическая и социально-политическая динамика отмечена множеством разных ритмов (циклов) развития, которые и определяют коэволюцию этой сложной системы.

Сбывается пророческое высказывание Владимира Вернадского: "Наука ХХ столетия находится в такой стадии, когда наступил момент изучения времени, также как изучается материя и энергия, заполняющие пространство" [7]. Сегодня категории времени все большее внимание уделяют в исследованиях различных наук и работы в этой области еще в конце ХХ ст. систематизировал российский ученый А.Левич [8].Наиболее продвинутая на рубеже ХХ-ХХI вв. междисциплинарная наука - синергетика уделила повышенное внимание проблеме необратимости времени. Свой ранний интерес к неуравновешенным системам, постоянно колеблющимся между многочисленными состояниями и никогда не возвращающимся к начальным условиям, отец синергетической парадигмы, выдающийся бельгийский ученый российского происхождения Илья Пригожин сохранил до конца жизни, закончившейся 28 мая 2003 года. Именно за работы по термодинамике необратимых процессов, особенно за теорию диссипативных (неуравновешенных) структур, Илья Пригожин был в 1977 г. удостоен высшей награды в мировом научном сообществе - Нобелевской премии.

Илья Пригожин - редкий пример ученого, который пытался построить мост над пропастью между точными (естественными) и гуманитарными (общественными) науками. Он пытался создать "новую физику", которая смогла бы, по его словам, "разрешить конфликт, связанный с понятием времени, снять противоречие между инновационным временем раскрепощения человека и периодически повторяющимся временем стабильного материального мира, в котором любое изменение, любое новшество с необходимостью оказываются не более чем видимостью" [9]. Фокус научного творчества Пригожина - конструктивная роль нарушения симметрии между прошлым и будущим, так называемая стрела времени.

Пригожинское открытие особенно знаменательно для украинцев, так как теорему Ильи Пригожина, сформулированную им для неравновесных процессов как четвертое начало термодинамики, которое противодействует второму ее началу, российский ученый Побиск Кузнецов назвал "законом Подолинского" [10] - то есть законом, сформулированным выдающимся украинским ученым Сергеем Подолинским еще в 1880 году. Этот закон должен обеспечить стационарное состояние (в т.ч. для живых организмов), которое соответствует минимуму производства энтропии. Тридцатилетний Подолинский написал пионерную работу, где впервые показал, что Homo Faber (человек деятельный или, точнее, созидающий) благодаря своей творческой деятельности накапливает и преобразовывает солнечную энергию на Земле, с помощью которой создает необходимые средства выживания для человечества. Тем самым он противодействует диссипации энергии и минимизирует прирост энтропии. Таким образом, Подолинским, по сути, и было открыто четвертое начало термодинамики, которое уже только в середине XX века было изложено точным математическим языком формул Пригожиным. Учитывая, что второе начало термодинамики называют законом возрастания энтропии, которое обеспечивает ее максимизацию, четвертое ее начало уравновешивает второе в точке динамического минимакса, существование которого великий российский философ и богослов, астроном, физик и математик Павел Флоренский обусловил "законом эктропии". В. Фелистинский в статье «Русский Леонардо да Винчи в концентрационном лагере», вышедшей в 1942 г., через 5 лет после смерти философа в ГУЛАГе (согласно сталинской мифологии, основанной на слухах, которые распространялись специальным отделом слухов НКВД, автор статьи о смерти мыслителя тогда не знал), пишет:

«Флоренский был профессором Московской духовной академии, автором нашумевшей книги «Столп и утверждение истины» <...> одаренным астрономом, защищавшим геоцентрическую концепцию мира; замечательным математиком, автором «Мнимости в геометрии» и ряда монографий в области математики, авторитетом в области физики <...> А квинтэссенцию его космофизических взглядов в словаре Гранат советского издания он высказал в авторизованном очерке: «Основным законом мира Ф [лоренский] считает второй принцип термодинамики - закон энтропии, всеобщего уравнивания, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос - начало эктропии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: культура в изоляции, как задержка уравнительного процесса вселенной и повышения разности потенциалов во всех областях, как условия жизни, в противоположность равенству - смерти. Любая культура представляет целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, т.е. служит предметом веры» [11].

Таким образом, между украинским родоначальником плеяды ученых-космистов Сергеем Подолинским и российским философом космопланетарного мышления Павлом Флоренским существует прямая связь в области передовых космофизических идей. Она присутствует и в двадцатилетней переписке Павла Флоренского с Владимиром Вернадским [12]. Так, из этой переписки четко видно, что Флоренский дополнил учение Вернадского о ноосфере учением о пневматосфере, то есть духовной сфере человечества. Кстати, Павел Флоренский Велимиром Хлебниковым был включен в Общество Председателей Земного Шара, которые объединив свои усилия перед началом первой мировой войны в 1914 г., по замыслу поэта, должны были составить мировое правительство, призванное спасти человечество от бойни. По сути, кэтой идеечеловечество вернулось уже в наше время Великой рецессии 2008-2013 гг., создав Большую двадцатку лидеров государств (G-20), в которой представлены руководители ведущих стран мира практически со всех континентов планеты Земля.

Данное мнение Флоренского о Культуре, которая служит средством борьбы человечества с Мировым Хаосом через «начало эктропии», очень близко по смыслу к «закону Подолинского», который впервые объяснил процесс, противодействующий рассеиванию (диссипации) энергии Солнца на поверхности Земли с помощью целесообразной экономической деятельности людей. Именно она обеспечивает их выживание, а в определенные периоды истории процветание и «благосостояние для всех» на пути стрелы времени.

Таким образом, синергетические механизмы эволюции были открыты еще в конце XIX в. в работах гениального молодого украинского мыслителя Сергея Подолинского. Только недавно удалось переосмыслить результаты его исследований, впервые опубликованных еще в 1880 году.В пионерной научной работе междисциплинарного характера "Труд человека и его отношение к распределению энергии" [10] Подолинский соединил астрономические, физические, биологические и экономические знания. Только на рубеже ХХ-ХХI ст. украинская научная общественность оценила открытия Сергея Подолинского, когда 150-летний юбилей со дня рождения мыслителя был отмечен выходом в свет сборника его основных трудов и проведением в городе Киеве международной научной конференции [13].  

Именно Сергей Подолинский сделал эколого-экономическое открытие мирового уровня, в котором доказал, что творческая (креативная) деятельность homo faber (человека деятельного), направленная на противодействие стихийным силам природы, которые усиливают хаос (согласно второму началу термодинамики), через минимизацию прироста энтропии позволяет обеспечить накопление и преобразование солнечной энергии на поверхности земли, с помощью которой происходит воспроизводство средств удовлетворения физических и духовных человеческих потребностей. Таким образом, фактически было обозначено четвертое начало термодинамики, до официального признания которого научным сообществом планеты еще оставалось более полувека.

Интересно, что впервые указанная работа Подолинского былаиздана в 1880 г. на русском и французском языках, причем в последнем случае в международном журнале по биологическим наукам. И, хотя имея непосредственное отношение к анализу эволюционных процессов в биологии, она осталась практически незамеченной специалистами этой области знаний. За 1880-1881 гг. вышло еще одно ее издание на французском, а также два издания на итальянском и немецком языках. С последним в Германии ознакомились "властители дум" того времени Карл Маркс и Фридрих Энгельс. И хотя в письме Энгельса Марксу речь идет про "действительное открытие Подолинского", оно осталось для них до конца непонятным - по оценке Энгельса, Подолинский "перепутал экономическое с физическим". Но задолго до Маркса, еще в XVIII ст. лидер физиократической школы Франсуа Кенэ и его последователи в экономической теории разрабатывали физиократическую ее концепцию, довольно успешно развивавшуюся до нашего времени, например, в физической экономике Линдона Ларуша, которая позволила ему предсказать современный мировой финансово-экономический кризис. Физиократическая школа развивается и в Украине обществом имени Сергея Подолинского благодаря выдающемуся мыслителю Мыколе Руденко [14], первым председателем которого он был до смерти. Сегодня, с высоты времени начала третьего тысячелетия новой эры, рельефно проявилось то, что Подолинский со своей теорией относительно понимания мира человечеством "вырвался" вперед почти на столетие. В тоже время внедрение идей марксизма, с их спекуляцией и догматизмом в СССР при крайней извращенности в политико-идеологических целях, "отбросило" развитие его родины практически на тот же срок назад.

Непонимание его теории со стороны научного сообщества Подолинский пережил тяжело. В то время, когда в Штутгарте в 1883 г. вышло последнее прижизненное издание его труда, он уже находился в психиатрической больнице. Символично, что эта публикация была осуществлена ​​в городе, который почти через сто лет, благодаря работам Германа Хакена, Вольфанга Вайдлиха и других современных немецких ученых, стал мировым центром синергетики, основы которой были заложены именно трудом Подолинского. Идеи Подолинского почти 50 лет были непонятны человечеству и только  наши выдающиеся соотечественники открыли их перед современниками. Председатель Центральной Рады независимой Украины и выдающийся  историк Михаил Грушевский перевел его основную работу с последнего немецкого издания 1883 г. и издал в Вене в 1922 г., впервые на украинском языке. Первый президент Национальной академии наук Украины (НАНУ) Владимир Вернадский высоко оценил "энергетический подход Подолинского, который понял значение этих идей и попытался применить их для изучения экономических явлений". Но и после этого человечеству понадобилось еще 70 лет, чтобы до конца оценить гений Подолинского и важность его открытия.

Именно это социально-эколого-экономическое открытие Подолинского подтолкнуло выдающегося украинского ученого Владимира Вернадского в 10-20-е годы к созданию теории биосферы и ноосферы. Уже в конце своей жизни в середине 40-х годов он писал, что "мировой характер социально-политических процессов в ходе истории явственно следует из глубокого субстрата человеческой истории, из геологического субстрата, который лежит в истории человечества, с нового состояния области жизни нашей планеты, ее биосферы, перехода ее в ноосферу, в которой человечество становится впервые мощной общепланетарной геологической силой и где может геологически проявляться его мысль, его сознание"[1]. Это мнение ученого через 55-70 лет после окончания второй мировой войны, в начале нового тысячелетия снова крайне актуализировало эколого-экономическое мышление на фоне резкого усиления природно- техногенных и социально-политических катастроф начала XXI века, частота которых удвоилась с его начала. Этот век может побить страшные рекорды уничтожения сотни миллионов человек в предыдущем «веке-волкодаве», по образному определению гениального русского поэта Осипа Мандельштама.

Следует обратить внимание еще на один дар Владимира Вернадского – пророческий, который присущ только гениальным людям, чаще всего поэтам, таким, например, как Александр Пушкин, Андрей Белый и Велимир Хлебников. В 1986 году академик РАН Вячеслав Всеволодович Иванов в статье “Хлебников и наука” дал наиболее полное обобщение различных интуитивных исканий и прозрений гениального русского поэта Велимира Хлебникова начала ХХ века и провел системный анализ их соотнесенности с уровнями достижений различных наук на исходе второго тысячелетия новой эры. В этой работе впервые осуществлена попытка оценки точности его многочисленных прогнозов. Впервые в ней обращено внимание и на одно из кардинальных сбывшихся пророчеств, сущность которого предопределила характеристика ХХ столетия как “атомного века”, отмеченного в год выхода ивановской статьи чернобыльской катастрофой.

Осенью 1982 г. Вячеславом Ивановым в РГАЛИ была сделана выписка из неизданных и переданных после смерти хлебниковеда Николая Степанова и поэта-футуриста Алексея Крученых рукописей Хлебникова. “Вот эта выписка из фрагмента, относящегося, скорее всего, к 1921 г.: “Атомная бомба – разорвана (взрыв в Солнце)”. Поражает не просто предвидение атомной бомбы – оно тогда же было высказано Андреем Белым в поэме “Первое свидание” (1921), где маячит и огромное жертвоприношение – гекатомба:

                 Мир рвался в опытах Кюри

                 Атомной лопнувшею бомбой

                 На электронные струи

                 Невоплощенной Гекатомбой

С предвидениями Хлебникова и Андрея Белого, сделанными в 1921 году, перекликаются и слова великого ученого Вернадского, который 11 февраля 1922 года в предисловии к своим Очеркам и речам” писал: “Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не могут сравняться все им раньше пережитые. Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет <…> Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение?” Когда мне попалась на глаза запись Хлебникова, я уже знал о пророчествах Вернадского и Андрея Белого. Что же меня поразило особенно во фрагменте Хлебникова? Упоминание о “взрыве в Солнце”.Гипотеза о термоядерном источнике солнечной энергии, сколько я знаю, тогда еще никем из ученых не была высказана. У Хлебникова я же потом нашел, хотя и совсем в конспективных  записях (“смерть Солнца… родина нового, дрова для железа”), возможный намек на идею формирования таких элементов, как железо, благодаря процессам, совершающимся в звездах. Можно думать, что он подходил к современным представлениям об эволюции вещества во вселенной. И в его записях о геологической и палеонтологической хронологии Земли я потом обнаружил мысли, предвещающие науку последних десятилетий” [15]. Как указывалось выше, понятие ноосферы Хлебников пробовал ввести еще в 1904 г., использовав для этого славянский неологизм “мыслезем”.

Из приведенных выше примеров можно оценить, насколько точным был прогноз двух гениальных российских поэтов и великого украинского ученого Владимира Вернадского, который посвятил немало своих работ проблемам предвидения будущего времени. В дальнейшем, перед  Чернобыльской катастрофой, прогнозно-модельные разработки Римского клуба были выполнены выдающимся российским ученым - математиком и философом Никитой Моисеевым [16], много писавшем и о коэволюции природы и общества. Речь идет прежде всего о моделировани им «ядерной зимы» и возможных ее пагубных последствий, убийственных для человечества, что было одним из важнейших факторов ее предупреждения и частичной приостановки гонки ядерных вооружений. Можно даже сказать, что результаты этих прогнозных разработок, которые легли на стол ведущих политиков мира, пока что позволили человечеству избежать атомной войны, угроза которой с приобщением к статусу ядерных все большего количества стран отнюдь не предотвращена. И пока есть только одна держава - Украина, которая 20 лет тому отказалась от этого статуса под гарантии безопасности ведущих ядерных государств. К сожалению, ее примеру никто не последовал.

В коэволюции природы и обшества существует дуализм между двумя фундаментальными двигателями социально-экономического развития – конкуренцией и кооперацией производства. Ведь в рыночной среде наряду с конкуренцией не менее важную роль играет кооперация, которая является своего рода проявлением взаимопомощи людей в экономической деятельности. Еще в начале ХХ века выдающийся российский мыслитель князь Петр Кропоткин, который более известен как главный теоретик анархизма, написал пионерную книгу о роли взаимопомощи как фактора эволюции. Ее поздняя редакция так и называлась "Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса" [17]. Причем, не отвергая идей Томаса Мальтуса и Чарльза Дарвина о конкурентной борьбе человечества за выживание на планете Земля, он показал другую более человечную форму выживания многих биологических видов, включая Homo Sapiens, - взаимной помощи, которая в экономической их деятельности имеет форму кооперации. Уже в 1916 г. основатель теории социально-экономических кризисов, выдающийся украинский экономист Михаил Туган-Барановский написал фундаментальный труд "Социальные основы кооперации" [18], заложив в нем, по сути, основы будущей теории социального капитала. С другой стороны именно он впервые обосновал, что конкуренция и кооперация являются двумя основными взаимодополняющими процессами рыночной экономики (две стороны одной медали), которые и делают рыночную среду полноценной. В 1923 г. его ученик, гениальный Николай Кондратьев, накануне открывший большие циклы конъюнктуры (К-волны) развития мировой экономики, в книге о Туган-Барановском написал: "Труды Михаила Ивановича по вопросам кооперации, несомненно, необходимо признать выдающимися, одними из лучших не только у нас в России" [19]. Сподвижник Германа Хакена при формировании синергетической школы в городе Штутгарте, немецкий ученый Вольфанг Вайдлих взаимодополняющий механизм антагонистической и кооперативной переменных конкуренции и кооперации в функционировании рыночной экономики использовал при построении системы моделей самоорганизации в социально-экономической динамике, в которой конкуренция  и кооперация дополняют друг друга [20]. Именно кооперация экономики разных стран на взаимовыгодной основе через механизм взаимной помощи народов за счет синергетического эффекта скоординированных усилий может существенно продвинуть Россию и Украину на пути совместного выхода из глубокого кризиса, вторая волна которого захлестнула большинство европейских стран. Греция и Испания уже «побили рекорд» с 25% безработицей Великой депрессии ХХ ст. в США.

Литература:

1.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988.  –С. 69; Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989. - С. 145-149; Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М. .: Наука, 1991; Гумилевский Л.И. Вернадский. ЖЗЛ. – М.: Мол. гв., 1967, С. 234-236.

2.Дуганов Р.В. Велимир Хлебников: Природа творчества. - М.: Сов. писатель, 1990, С. 286.

3.    Велимір Хлебников. Доски Судьбы. Василий Бабков. Контексты Досок Судьбы. – М.: Рубеж столетий, 2000. – 288 с.

4.    Лосев А.Ф. Хаос и структура. - М.: Мысль, 1997. - С.141.

5.    Лосев А.Ф. История античной эстетики, т. II: Софисты, Сократ, Платон. - М.: Мысль, 1969. - С. 404.

6.    Уитроу Дж. Естественная философия времени. – М.: Мир, 1964. - С.107.

7.    Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. О коренном материально-энергетическом отличии живых и косных естественных тел биосферы. - М. - Л.: Наука, 1939. - С. 31.

8.    Левич А.П. Научное постижение времени // Вопросы философии, 1993, №4, С. 115-124; Левич  А.П. Конструкции времени в естествознании на пути к пониманию феномена времени. // Ч.1. Междисциплинарные исследования. - М., 1996, С. 6-27, 235-288.

9.    Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. – М.:  2000 – 240 с.

10.                    Подолинский С.А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. – М.: Ноосфера, 1991. - С. 10

11.                    Флоренский П.А. [Автореферат]. // Флоренский П.А., священник. Сочинения в 4 т. Т. 1. – М: Мысль, 1994. - С. 39, 704.

12.                    Подр. см.: Переписка В.И. Вернадского и П.А. Флоренского // Новый мир, 1989, №2, С.194-303.

13.                    Подолинський С.А. Вибрані твори  – К.: КНЕУ, 2000. – 328 с; Учення Сергія Подолинського і цивілізаційна еколого-економічна перспектива: Матеріали Міжнародної  наукової конференції, присвяченій 150-річчю від дня народження С.А.Подолинського, Київ, 7 груд. 2000 р. - К: КНЕУ, 2001 - 180 с.

14.                    Руденко М.Д. Енергія прогресу. Економічні монологи. Гносис і сучасність. Метафізична поема. Публіцистика. – К.: Журн. Укр, 2008. – 716 с.

15.                    Иванов Вяч. Вс. Хлебников и наука. // Пути в незнаемое: Писатели рассказывают о науке. Сб. 20. - М.: Мысль, 1986 – С. 390.

16.                    Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. – М.: Языки русской культуры, 2000; Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М.: Устойчивый мир, 2001.

17.                    Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции (на английском языке) - L.-N.Y., 1902;2-еизд.:СПб., 1904; 3-еизд.:Харьков, 1919; Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. – Пг.-М., 1919; 2-еизд.:Кропоткин П.А. Анархия: Сборник. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – С. 46-114.

18.                    Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. – М., 1916; 2-е изд.: М., 1918; 3-е доп. издание: М., 1919. – переизд.: М.: Экономика, 1989. – 496 с.

19.                    Кондратьев Н.Д. Михаил Иванович Туган-Барановский. – Пг., 1923.; переизд.: Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. 2. - М., 1990. - С. 268-294.

20.                    Вайдлих В. Социодинамика: системный подход к математическому регулированию в социальных науках: Пер с англ. / Под ред. Ю.С. Попкова, А.Е. Семечкина. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 480 с.

 

Опубликовано на сайте: 2013-10-04

Комментарии к этой статье: