Инновация - это исторически бесповоротное изменение способа производства вещей.
Й. Шумпетер


М.И. Туган-Барановский

Й.А. Шумпетер

Н.Д. Кондратьев

Галерея выдающихся ученых

UA RU EN

Обращаем внимание на инновацию, созданную на данном сайте. Внизу главной страницы расположены графики,  которые в on line демонстрируют изменения цен на мировых рынках золота  и нефти, а также экономический календарь публикации в Интернете важных мировых экономических индексов 

 
Публикации

Борис Санто

На пути к глобальному интеллектуализму

International Conference                                                                                                                          "Knowledge-Based Society:

23-27 November, 2005, Kiev                                                                                                              New Challenges for Science and Scientists"                               

 

Борис Санто

Профессор, старший научный сотрудник

Колледж Информатики им. Денниса Габора, Будапешт

Стремительный рост доли и значимости инновации в современном обществе сопровождается интеллектуализмом повышенного уровня, причем в глобальных размерах. Деятельность человека, его мышление, специализация, достижения, средства и методы, система общественных профессиональных, этических, моральных требований и условий приобретает все более интеллектуальный характер. Интеллектуализм все более сказывается в преобладании интеллектуальных целей как в узком личном плане, так и в широком общественном отношении. Мир пронизан интеллектуализмом. Глобализм — это характерная черта в первую очередь индивидуального интеллекта, наивысшей формой деятельности которого является научное познание, давно пренебрегающее всеми навязанными ему из-вне ограничениями.

            Наряду с этим явлением все более бросается в глаза стремительно нарастающий в глобальном масштабе разрыв между интеллектуально разборчивым и требовательным, живущим интеллектуальными ценностями меньшинством и этим интеллектуальным ценностям противостоящим, опровергающим зачастую даже понятие здравого разума большинством. Интеллектуализм пока еще свойственен лишь тонкой прослойке мирового сообщества, микроскопически тонкой пленке распыленной по поверхности глобуса, но при всем разнообразии, нарастающей диверзификации и антагонизме этого мирового сообщества именно благодаря этой ничтожной пленке интеллектуализма мир идет к единству мирового сообщества, а сегодняшнее инновационное общество к обществу гносеологическому, основанному на знаниях.

            В Европейском Союзе инновация пока еще рассматривается лишь как экономически важный фактор, имеющий первостепенное значение в повышении производительности труда и увеличении числа рабочих мест. Вопреки такому явно экономическому, потребительскому и бухгалтерскому подходу к явлению инновации, та важность, которая придается сегодня инновации как фактору развития, несомненно свидетельствует о прямой связи между все более значимой общественной функцией инновации и степенью интеллектуализации общества. Много и часто говорится сегодня об интеллектуальной экономике, о трансфере знаний из лабораторий в производство и общество, о радикальной интеллектуализации приведенного к общей норме высшего образования с целью повысить конкурентноспособность, о глобализации рынка рабочей силы и связанной с этим единой системой обучения, о глобальных интеллектуальных вызовах. Не так уж давно слова «инновация», «интеллектуализация информационного пространства» звучали довольно таки странно, а сегодня объявляются конкурсы на интеллектуализацию жилища, рабочего места, непосредственного окружения, автомобиля, общественной жизни. За этими словами чувствуется неуклонно нарастающая инновационная мощность, ускоряющийся общественно-технический прогресс, когнитивная эволюция, рост силы интеллекта. Интеллектуальное взаимодействие в глобальных размерах, или более привычными словами информационная культура взрывообразно перекроила краевые условия нашей деятельности, сдвинув ее в сторону умственного образа жизни и интеллектуальных интересов. Одновременно это интеллектуальное взаимодействие разложило и еще более разлагает общество на индивиды, чтобы вновь интегрируя их содействовать новым интеллектуальным способностям, увеличивая функциональный радиус индивида до глобальных размеров. Есть в этой сплошь да рядом бьющей ключом интеллектуализации какое-то жеманство, что-то от моды, конечно, но в профессиональной литературе в последнее время предприятиям предлагается в виде метода повышения их конкурентноспособности рассматривать собственные эпистемологические границы своей же умственной деятельности как преграду, которую можно и нужно научиться форсировать с помощью своего же интеллекта. Речь идет о том, чтобы использовать собственный интеллект как катализатор, запустить мотор интеллектуализации, выработать технологию интеллектуализации в интересах повышения инновационной мощности. Речь идет о саморазвитии интеллекта и о служащей этому корпоративной стратегии, о региональных институтах поддержки и стимулирования инновации.

            Для сформулирования вызовов, ожидающих нас в глобальном обществе интеллектуализма повышенного уровня, мы не можем позволить себе удовлетвориться такой аргументацией, которая сводит причины набирающей темпы глобальной интеллектуализации к удовлетворению потребностей, стремлению к хорошей жизни и обогащению или к рыночным условиям. Необходимо возвратиться к изначальному вопросу философии об отношении разума к реальности. Вызов формулируется собственно в виде эпистемологической (теория познания, философия науки), но в большей степени как гносеологической (учение о сущности познания) постановки вопроса, причем предпочтение отдается гносеологии, которая в отличие от эпистемологии рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания к объекту познания. Корни глобальной интеллектуализации с одной стороны уходят в научную деятельность и ее необыкновенно широкое воздействие на общество, в науку как глобальную, общую и объединяющую культуру человечества, а с другой стороны в особое свойство интеллекта повышать свою силу познания путем саморазвития. Сопоставление этих двух сторон познания как процесса говорит о том, что глобальная интеллектуализация в меньшей степени зависит от конкретных результатов познания, от научных достижений, и в большей степени от динамики развития интеллекта, в меньшей степени от знания «истины», и в большей степени от беспрестанного процесса поиска истинности.

            Такая постановка вопроса возвращает нас к принципиальной дилемме соразмерности научных концепций, к вопросу несоизмеримости сменяющих друг друга теорий, сформулированому Куном и Фейерабендом сорок лет назад. Развернувшаяся после 1962-го года горячая дискуссия родила массу ценных трудов по этой актуальной по сегодняшний день  эпистемологической тематике, так и не определив кто прав и кто виноват. Ценность научной деятельности определяется по сегодняшний день механически на вес цитат произведений ученого, то-есть не пройденным им путем, оригинальностью его идей, а вызванной им осредняющей реакцией научной общественности. В свете же вызовов, ожидающих нас в глобальном обществе интеллектуализма повышенного уровня и эта дилемма в своем сегодняшнем упрощенном виде не состоятельна, так как набирающий силу интеллект уже не может удовлетворится критериями «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Такая дихотомия принятия решения вчерашнего дня по видимому уже не соответствует динамизму развития интеллекта, приобретенной им силе и общественной роли, которая ожидает его завтра. Наука и в будущем останется конечно основным плацдармом высоко интеллектуальной деятельности, но без функции «производства знаний». Вызов интеллектуализма состоит в том, что превращение интеллекта в «испорченный грамофон» чревато катастрофой регионального, и даже глобального размера. Ведь динамически развивающийся интеллект, как самолет, может удержаться только в полете, в неуведаемом познании и постоянном поиске, при «правильном и беспрерывном пути» от концепции к концепции.

Опубликовано на сайте: 2005-11-22

Комментарии к этой статье: