Інновація - це історично безповоротна зміна способу виробництва речей.
Й. Шумпетер


М.І. Туган-Барановський

Й.А. Шумпетер

М.Д. Кондратьєв

Галерея видатних вчених

UA RU EN

Обращаем внимание на инновацию, созданную на данном сайте. Внизу главной страницы расположены графики,  которые в on line демонстрируют изменения цен на мировых рынках золота  и нефти, а также экономический календарь публикации в Интернете важных мировых экономических индексов 

 
Публікації

Психонетика: использование ресурсов сознания для стимуляции креативных процессов

Статья впервые была опубликована в сборнике докладов  на Международном инновационном форуме «Креативные технологии; перспективы и пути развития» (г. Элиста, Калмыкия, РФ, 5 - 6 июля 2010 года) а также на сайте упомянутого Форума. При полном или частичном использовании материалов статьи ссылки на первоисточники публикаций и автора обязательны.

Прямой адрес статьи в Интернете http://www.creativeforuminkalmykia.org/program/doklady/40-bahtiyarov


Бахтияров О.Г., Университет эффективного развития (Киев)

 

Обсуждающиеся в политическом, экспертном и интеллектуальном сообществах назревающие преобразования существующей экономики и социально-политического устройства в нечто иное, требуют определения этого «иного». Иной социально-политико-культурно-экономический строй может рассматриваться и как очередной неизбежный фазовый (формационный, стадиальный и т.д.) переход, и как возможность, которая может реализоваться, а может и нет. Рассуждения о переходе российской экономики от сырьевой к инновационной модели не могут быть вычленены из этого контекста.

В контексте же глобальных преобразований инновационная экономика (и соответствующее ей социально-политическое устройство) не может не выглядеть как промежуточная форма между известными формами организации человеческих сообществ и совершенно новыми. Моделей этого «совершенно нового» может быть множество, мы рассмотрим лишь идею креативной экономики.

Порождении нового является ядром инновационной экономики, но включается оно в обычную цепочку, основанную на далеком от акта творчества акте потребления произведенного продукта. Что не потребляемо, то не имеет право на жизнь – этот тезис смягчался до недавнего времени необходимостью вооруженной защиты государства, но теперь падает потребность в такой защите (по разным причинам) и усилия, направленные на усиление военного доминирования и противостояние ему начинают представляться как также имеющие свою цену.

Представим себе экономику (и общество), в которой первичным (и признаваемым как ведущая ценность) является не акт потребления (купли-продажи, ответа на запрос и т.д.), а акт создания нового, причем нового на разных уровнях – от вариаций существующего, до принципиально новых реалий. Акта, доведенного до технологической реализации. Тогда «нужно» становится не императивом потребления, а императивом созидания. В этом случае новое становится не ответом на запрос рынка или на запрос государства в военной или престижной сферах, а самодостаточной ценностью. Тольков этом случае мы можем говорить о зачатке нового типа экономики – креативной экономики. В отличие от инновационной, креативная экономика означает наличие экономического сегмента, главным самодостаточным процессом которого является создание принципиально новых идей и соответствующих им технологий и форм социальной и культурной жизни.

Как и всякий самодостаточный процесс, креативный процесс порождает свою избыточность – не избыточность произведенных товаров, а избыточность идей и их реализации. Но за работу каждого эффективного экономического механизма общество чем-то расплачивается. В военной (феодальной) экономике – это строительство замков и символов власти и мощи, поощрение искусств и т.д. В экономике массового потребления – излишняя роскошь сверхбогатых и огромный объем символических потребностей. Роскошь никому, кроме узкого слоя богатых людей, не нужна, но она является платой за экономическое развитие. В креативной экономике реализация многих проектов никому, кроме их создателей, тоже не нужна, но и это плата за быстрое развитие. Реализация идей и обмен ими позволяет создать насыщенную креативную среду, отталкиваясь от которой как от нормы, креативные люди достаточно быстро начинают создавать принципиально новые продукты уже по отношению к совокупности тех креативных продуктов, которые были уже были принципиально новыми по отношению к обычной технологической и экономической средам.

Креативная экономика (и креативное общество в целом) предполагает институализацию креативного звена в виде специально выделяемого в технологической цепочке звена начального порождения принципиально новых реальностей, сочлененного с последующими звеньями реализации созданных идей.  Первичным звеном порождения нового является активизация амодальных смысловых зон сознания. В этом случае место спонтанного порождения нового и последующего отбора новых идей и технологий, имеющих рыночную перспективу, занимает целенаправленное формирование новых реальностей и их технологической реализации.

Методы активизации сознания, порождение новых психических реальностей и соответствующих им знаковых сред и изменений в окружающем мире, объединяются в специальной дисциплине – психонетике. В психонетике выделяется предметный (формальный) слой сознания, на котором возможно   творчество как комбинирование. На этом уровне - уровне стабильных форм творчество возможно лишь как комбинирование существующих элементов, рекомбинация существующих конфигураций. Это огромный пласт творчества – от разработки программного обеспечения до конструирования новых теорий. Обычно это целевое творчество под поставленную задачу. На этом же уровне существует и более рафинированное творчество, творчество как перенос схем из одной области деятельности в другую.   Примеров особенно много в молодых отраслях знания, где постоянно используются схемы, почерпнутые из более дифференцированных дисциплин – перенос физических и кибернетических схем на описание живой материи (например, биологическая термодинамика Бауэра) или психики (например, ранняя гештальт-психология).

Следующий слой – перцептивный (и, шире, любой другой функциональный) фон, из которого формируются как принятые формы, так и новые, лишь потенциально содержащиеся в фоне. Это уровень создания принципиально новых технических или когнитивных форм. Здесь рождаются новые формы описания Мира и новые технологии. Пример – таблица Менделеева.

Далее следует слой амодальных смыслов, архетипических схем организации сознания. Этому слою сознания соответствует творчество как развертывание новых, ранее неразвернутых смыслов,   смыслов, которые ранее никогда не были активизированы (один из самых ярких примеров – квантовая механика). С этим редким видом творчества обычно связывается понятие гениальности.

И, наконец, редко достижимый слой творящей воли, ответственный за волевое творчество. Волевое творчество – это создание новых реальностей не как комбинации уже готовых форм и даже не как обеспечение спонтанного развертывания активизированных смыслов. Волевое творчество созидает из «субстанции сознания», у него нет ни схем, ни причин.  Это не смутные вторжения, которые только регистрируются сознанием. Волевое творчество возможно лишь при условии ясного сознания, оно прозрачно, лишено причин и оснований, не подчиняется законам и не укладывается в схемы. Волевое творчество – это не вариации существующих форм, это создание реальностей – функций, модальностей, форм сознания, которых никогда не было до сих пор.  Пример – создание форм организации Мира, альтернативных таким фундаментальным аспектам, как пространство и время.

Приведенная привязка различных видов творчества к различным слоям сознания позволяет ввести понятие ценности креативных продуктов – чем выше и «бесформеннее» слой сознания, породивший эти продукты, тем выше их креативная ценность.

Но работа с сознанием – лишь первый шаг в выстраивании креативного процесса. Управление креативным процессом не может вестись с позиций последующих звеньев технологической реализации. Креативный процесс должен быть столь же самодостаточным как современный бизнес и формы управления им должны рождаться изнутри, а не извне. С точки зрения создателей креативной продукции не «яйцеголовые нужны для обеспечения мощи государства», а государство нужно креативной зоне как поле реализации порождаемых в ней идей.

Креативная экономика означает переход от последовательной смены технологических укладов, к их параллельному формированию, к «развитию по всем азимутам». Зачатки последующих укладов создавались бы одновременно, поскольку в основе каждого уклада лежит определенный комплекс идей, который в обычных условиях сдерживается отсутствием спроса и удаленностью друг от друга творцов идей во времени и пространстве. В креативной зоне эти ограничения отпадают. Так, если бы креативная экономика возникла в Х1Х веке, то революция в транспорте (двигатели внутреннего сгорания и реактивные двигатели), электротехника, ядерная энергетика, компьютерные и программные технологии возникли бы одновременно, поскольку основные идеи этих преобразований уже существовали.

Креативная экономика – дело будущего (может быть, ближайшего, может быть – более отдаленного). Но в ожидании прихода креативной эры следует создать экспериментальную площадку, на которой могли бы быть отработаны основные организационные формы. Такая площадка требовала бы первоначального финансирования в десятки раз меньшего, чем финансирование фундаментальных научных исследований. Помимо отработки организационных форм, она с самого начала давала бы инновационный эффект, поскольку часть разработанных технологий вполне вписывалась бы и в требования рынка. Однако она создавала бы ту избыточность креативных продуктов, которая могла бы служить фундаментом следующего технологического скачка.

 Управление креативной площадкой должно находиться в руках не бизнесменов (у которых совершенно иная мотивация), а в руках совета наиболее творческих людей, принявших участие в проекте. С самого начала внутри такой площадки должны последовательно устраняться стереотипы принятого экономического поведения и заменяться нормами креативного поведения, которые будут формироваться непосредственно в ходе работы площадки. Формы организации сегмента креативной экономики должны представлять собой один из креативных продуктов ее работы.

Основой креативной экономики должно стать не производство продуктов, а производство людей и креативных сообществ с высоким уровнем рефлексии. В настоящее время не существует системы целенаправленного формирования слоя творческих людей и, тем более, сообществ творческих людей. Обучение направлено на передачу знаний и навыков, а не на обучение создания нового. «Производство» творческих и активных людей является внутренним продуктом креативной площадки и кадровым ресурсом инновационной политики. Ведущий тезис креативной экономики: первичным фактором, определяющим и развитие, и конструктивные социальные формы являются подготовленные люди – активные, понимающие и творческие. Но их подготовка – это своего рода метакреативная задача, поскольку речь идет об управлении творческими процессами «сверху», а не «снизу», как это происходит сейчас,  когда креативные процессы и их продукты используются отнюдь не для креативных задач. Условием успешного функционирования креативной экономики является креативизация всего общества. А для этого уже нужна и политическая программа, и политическая воля.

Опубліковано на сайті: 2010-11-08

Коментарі до цієї статті:

Дата: 2013-03-28     Коментарий добавил(а): Василий

Креатив - креативом. Он будет, покуда существует мода. Однако понятие мода подразумевает, что все одинаковы, все копируют один эталон и считают, что они индивидуальны.