Інновація - це історично безповоротна зміна способу виробництва речей.
Й. Шумпетер


М.І. Туган-Барановський

Й.А. Шумпетер

М.Д. Кондратьєв

Галерея видатних вчених

UA RU EN

Обращаем внимание на инновацию, созданную на данном сайте. Внизу главной страницы расположены графики,  которые в on line демонстрируют изменения цен на мировых рынках золота  и нефти, а также экономический календарь публикации в Интернете важных мировых экономических индексов 

 
Публікації

«Помаранчева революцiя» или… (тільки на рос. мові)

Независимо от личных политических предпочтений, нельзя не признать, что прошедшие события оказывают, и будут оказывать большое влияние на развитие экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий любого размера и региона нашей страны.

Поэтому, для людей принимающих решения, вопрос определения того, что произошло в последнем квартале 2004 года и как это должно повлиять на принимаемые стратегические - решения стоит достаточно остро.

И для того чтобы его рассмотреть необходимо:

  1. По возможности не оперировать идеологическими, политическими концепциями, схемами и, вообще, не пытаться давать этическую оценку происходящему.
  2. Рассматривать достаточно длительные промежутки времени, чтобы видеть развитие процессов в динамике.
  3. Рассматривать процессы, происходящие в Украине во взаимосвязи с основными макропроцессами, происходящими в мире.

Для этого воспользуемся цивилизационным подходом, в частности Моделью развития технологической цивилизации.

Несмотря на объективный характер распада СССР и его неизбежность нельзя не признать, что Украина к независимости была не готова. Ни экономически, ни культурно, ни политически. И начался процесс распада. Если бы не внешний фактор, то экономика практически распалась бы до уровня натурального хозяйства, как это произошло к 1994 году в некоторых среднеазиатских республиках и во многих районах Молдавии и России. В политическом плане Украина распалась бы на десяток-два удельных княжества приднестровско - абхазского типа. Никакие внутренние факторы: ни силовые структуры, ни коррумпированное и, потерявшее контроль над ситуацией, центральное правительство ни культурные и религиозные лидеры не в состоянии этому были помешать. Чтобы в этом убедиться просто посмотрите подшивки прессы за 1992-1994 годы. Но вмешался внешний фактор. Для Украины он, в основном, состоял в том, что в результате развития объективных процессов, происходящих, в основном за пределами Украины во второй половине 90-х годов резко и долговременно улучшилась коньюктура сырья и продуктов первичной его обработки, которые традиционно добывались и производились на территории нашей страны, или следовали через неё транзитом. Произошло то, чего никто не ожидал – жутко, иначе не скажешь морально и физически изношенные предприятия многих базовых отраслей промышленности, традиционно развиваемых в Украине вдруг, стали весьма конкурентоспособными на мировом рынке. Растаскивание на удельные княжества стало менее привлекательно в сравнение с экспортом сырья и полуфабрикатов. Экспортно-ориентированные предприятия стали лакомыми кусочками, вокруг начали создаваться ФПГ. Это был ключевой момент, как в преодолении кризиса в целом, так и развала системы госуправления в частности – криминальные кланы стали преобразовываться в ФПГ. Для закрепления власти в своих регионах и преобразования их в удельные княжества приднестровско-абхазского типа кланам не нужна стабильная и эффективная центральная власть. А для организации и долгосрочного высокорентабельного функционирования экспортно-ориентированных финансово- производственных схем (например: уголь кокс металл валюта) необходима скоординированная поддержка госструктур самого разного уровня, причем, как внутри страны, так и на внешних рынках. Обвал гривны, связанный с кризисом 1998 года только усилил эту тенденцию. То, что власть на данном этапе контролировалась и выражала интересы крупного экспортно-ориентированным бизнеса в лице группы олигархов, является следствием этих объективных процессов. Так же естественна её юго-восточная ориентация. Ведь именно на юго-востоке Украины сосредоточена большая часть экспортно ориентированных предприятий базовых отраслей.Так что не будь нынешнего набора олигархов был бы другой, отличающийся от него, по большому счету только фамилиями. Предыдущее «коалиционное» правительство, являлось весьма совершенным инструментом для реализации данного способа управления. Нельзя отрицать, что именно благодаря ему:

  • Украина смогла сохраниться как унитарная, территориально и экономически целостная страна;
  • Экономика Украины прошла нижнюю точку экономического кризиса;
  • Экономика Украины начала активно интегрироваться в мировую систему разделения труда.

Но нельзя отрицать и того, что Украина постепенно становилась авторитарно-сословной страной.

Нет, аристократами должны были стать не современные полукриминальные олигархи. А их культурные, блестяще образованные дети и внуки. К тому времени, когда они вырастут и за рубежом получат образование, почва для формализации сословного общества была бы вполне готова. Почва как материальная, так и идеологическая. Не случайно, в последние годы раздувается тема элиты общества. И прошу не рассматривать данный процесс как действие грандиозного заговора по закабалению народа. Можно привести не один исторический пример зарождения сословного общества похожим образом.

Однако, ситуация вновь не является равновесно устойчивой, хотя и более стабильная чем в первом случае. И вновь, внешние процессы кардинально меняют течение внутренних. Согласно современной системе разделения труда, природные и ресурсные условия Украины благоприятны не только и не столько для выпуска и экспорта сырья и низкотехнологической продукции базовых отраслей, сколько для средне и, частично высокотехнологичной продукции. Но, для этого необходим определённый уровень стабильности…., который и был, достигнут коалиционно-олигархической системой управления Украины, где-то к началу тысячелетия.

Дальнейшее развитие событий было предопределено. В условиях возрастающего уровня стабильности, как бы ни велик уровень расслоения общества по доходам, после стремительного роста экспорта должен был начаться подъём внутреннего рынка. В тоже время, нельзя не отметить, что это расслоение значительно отсрочило подъём внутреннего рынка и замедляет его темпы. Это, кстати является основной причиной того, что рост экономических макро показателей не сопровождается адекватным ростом доходов большинства населения. И любые программы преодоления бедности тут бессильны. Корпоративный внутренний спрос сейчас развивается гораздо более быстрыми темпами. Рост импорта машин и оборудования превышают рост экспорта. Обновление основных средств производственного назначения и реструктуризация технологических процессов во многих отраслях идёт очень быстрыми темпами. Причем начинают ускоренно развиваться не только экспортно-ориентированные отрасли. О реструктуризации и модернизации экономики в начале и середине 90-х годов много говорили на всех уровнях власти. Написали и утвердили десятки толстых государственных программ развития разных отраслей экономики. Ни одна из них не выполнена даже наполовину – госфинансирование их, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Потом тема вышла из моды. Сейчас тема реструктуризации и модернизации экономики не осознаётся большинством чиновников. Поэтому естествененно, что структурное и технологическое перевооружение украинской экономики, как и рост внутреннего потребления, происходит не благодаря, а, зачастую, вопреки действиям госаппарата, как в центре, так и на местах. Ещё на одну важную тенденцию следует обратить внимание – рост уровня обработки средней единицы украинского экспорта. Например, уменьшается доля заготовки за счет роста доли готового проката. Начала расти доля экспорта машиностроения, пищевой промышленности. Это предполагает увеличение добавочной стоимости, остающейся в стране и рост доходов не только узкого круга реальных собственников и топ менеджеров крупнейших экспортно-ориентированных предприятий базовых отраслей, но и гораздо более широкого круга среднего управленческого, технического персонала и, даже высоко квалифицированных рабочих. Т.е. подтверждается известное правило: вслед за взрывным увеличением экспорта неизбежно развитие внутреннего рынка. А это уже поле деятельности для среднего и малого бизнеса. С развитием среднего и мелкого бизнеса, масштабной технологической реконструкции неизбежно начнёт формироваться средний класс – основа демократического общества. Демократизации способствуют ещё два существенных фактора:

  • Возрастающий поток западных инвестиций в экономику Украины;
  • Зависимость Украины от ЕС, США и международных финансовых органов ими контролируемых.

Однако, несмотря на эти ускоряющие факторы, процесс демократизации общества – очень длительный и сложный. Он будет протекать медленнее, чем протекал противоположный ему процесс формирования сословного общества.

Т.о. к президентским выборам Украина подошла в условиях противоборства двух процессов.

Один из двух главных кандидатов представлял интересы преимущественно крупного экспортно-ориентированного высоко монополизированного и сравнительно низкотехнологичного бизнеса. Соответственно другой кандидат выражал преимущественно интересы менее крупного и менее монополизированного, ориентированного, преимущественно на внутренний рынок и более высокотехнологичного бизнеса.

В этих условиях победа второго кандидата была предопределена. Особенно после того, как первый отказался перед началом избирательной кампании переходить в оппозицию к действующему президенту. В прогнозе Центра Стратегических Инициатив на 2004 год мы предполагали победу оппозиционного, не коммунистического кандидата. Это не было предсказанием победы конкретно Ющенко, это был прогноз, основанный на анализе развития объективных среднесрочных процессов развития Украины на базе цивилизационного подхода.

И, если с этих позиций рассматривать «оранжево-помаранчевi» события то их нельзя назвать ни революцией ни путчем по следующим причинам:

  1. Как путч, так и революция предполагает захват власти во время их проведения
  2. Во время революций и путчей неизбежны жертвы, или, по меньшей мере пострадавшие, как во время их проведения, так и после. В Украине, скорее всего не будет даже массовой чистки бюрократического аппарата или запрета занимать руководящие должности, не говоря уже об внесудебных репрессиях и массовой реприватизации. Так, что основной пострадавшей можно считать несостоявшуюся украинскую аристократию да группу чиновников, отлученных от государственной кормушки.
  3. Отсутствие антагонистических противоречий, выражаясь языком незабвенных классиков. Время революций прошло, события развиваются эволюционно и обе противостоящие стороны по большому счету не сильно отличаются друг от друга. Обеим есть что терять. Поэтому, кстати, всё обошлось мирно.

Определение прошедших событий как буржуазно-демократической революции не корректно ещё и по следующим причинам:

  • Практически все буржуазно-демократические революции проходили в условиях сложившегося в течение многих столетий сословного общества. В Украине же сословное общество только зарождалось.
  • Практически все буржуазно-демократические революции происходили в странах или регионах, где проводилась активная экспансия и колонизация, чего в Украине нет.

А, если не революция и не путч, то, что же это было?

По сути, оранжево-«помаранчевi» события – один из первых шагов институционального оформления перехода от авторитарно-олигархического к более демократическому пути развития.

Говоря о более демократическом пути развития, я намеренно употребляю сравнительную степень. Во первых, надо признать что Украина не была полностью авторитарной страной. Во вторых, даже в самых демократических странах современности потенциальные технологические возможности демократических схем управления, используются очень слабо.

Автору, как и, уверен, большинству читателей хотелось, что бы результатом «помаранчевих» событий стало гражданское демократическое общество. Но чудес не бывает – демократий нельзя построить быстро и сверху, избрав хоть «трижды народного» президента. Демократизация, как процесс введения и отладки функционирования механизма осуществления народом управленческих функций, займёт не один век. И прошедшие события всего лишь один из первых шагов на этом пути.

По форме, прошедшие как в столице, так и в других городах события с участием огромного количества людей – одно из первых проявлений только зарождающегося механизма осуществления прямой демократии народа.

Из этих выводов можно сделать один простой прогноз – коль революции не было, то значительные изменения, для большинства к лучшему, будут протекать медленно и постепенно, а не резко и сразу. И действия новой власти, ещё долгое время , во многом, будут напоминать действия старой. Произойдёт неизбежный откат к старым порядкам сословно-авторитарной модели развития. Маятник общественного развития, значительно отклонившись в одну сторону во время «оранжево-помаранчевих» событий вновь вернётся в точку динамического равновесия.

Однако, эта точка уже успела сместиться в сравнение с 2002-2003 годами и полного возврата к сословно-авторитарному пути развития не произойдёт. Ни после предстоящих парламентских, ни после следующих президентских выборов.

* Стус Владимир Валериевич. Модель развития технологической цивилизации . - Запорожье : Дикое Поле, 2002. - 36с. - ISBN 966-7037-67-3. А73 Р100163

06.01.2005

Опубліковано на сайті: 2005-06-30

Коментарі до цієї статті: