Инновация - это исторически бесповоротное изменение способа производства вещей.
Й. Шумпетер


М.И. Туган-Барановский

Й.А. Шумпетер

Н.Д. Кондратьев

Галерея выдающихся ученых

UA RU EN

Обращаем внимание на инновацию, созданную на данном сайте. Внизу главной страницы расположены графики,  которые в on line демонстрируют изменения цен на мировых рынках золота  и нефти, а также экономический календарь публикации в Интернете важных мировых экономических индексов 

 
Публикации

Гусев В.А.

Государственная инновационная политика: методология формирования и проведения

НАЦИОНАЛЬНАЯ  АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ  ПРИ  ПРЕЗИДЕНТЕ  УКРАИНЫ

В. А. Гусев 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ИННОВАЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА:

МЕТОДОЛОГИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ  И  ПРОВЕДЕНИЯ

МОНОГРАФИЯ 

 

От незнания капитанами логики погибло

больше  кораблей, чем от незнания ими навигации.   

У. Кельвин (1824–1907)

 

  

Нет ничего более практического

           чем хорошая теория.

Курт Левин (1890-1947)

 

Инновации – это живая вода развития

           Й. Шумпетер (1883-1950) 

2011

УДК 325.455.001.76:005

ББК У212+у300-64

Г   96 

Рекомендовано к печати Ученым советом Национальной академии государственного управления при Президенте Украины,

протокол от 15.07.2010 г. № 172/6-11.7

Рецензенты:

В.Д.Бакуменко, проректор по научной работе  Академии муниципального управления (г. Киев), доктор наук с государственного управления, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины;

А.О.Дегтяр, заведующий кафедрою экономической теории и финансов Харьковского регионального института государственного управления, доктор наук с государственного управления, профессор;

Н.Х.Корецкий, ученый секретарь-заведующий научно организационным отделом Государственного учреждения «Институт экономики природопользования и устойчивого развития» НАН Украины, доктор наук с государственного управления, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины.

Гусєв Вячеслав Олександрович

Г   96  Державна інноваційна політика: методологія формування і впровадження: Монографія.  / В.О.Гусєв. – Донецьк: Юго-Восток, 2011.– 624 с.

ISBN   978-966-374-644-9

В монографии исследуются теоретико-методологические основы  формирования государственной инновационной политики и управленческих механизмов ее проведения.  С позиций институционально-системного подхода раскрыто содержание государственной инновационной политики в контексте парадигмы устойчивого инновационного развития. Определены основные институциональные факторы  формирования государственной инновационной политики на общегосударственном, отраслевом, региональном и международном уровнях, а также в секторе малого и среднего предпринимательства. Проведен анализ и раскрыта структура национальной инновационной системы как институциональной основы проведения государственной инновационной политики. Исследованы функции государственного управления в сфере инновационной деятельности как основного средства проведения государственной инновационной политики и регуляции приоритетных инновационных процессов.

Монография рассчитана  на научных и научно-педагогических работников научной и образовательной отрасли «Государственное управление», а также служащих органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые занимаются или интересуются проблемами государственной инновационной политики и управления в сфере инновационной деятельности.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВСТУПЛЕНИЕ........................................................................................................................5

Раздел 1. ДИСКУРС  МЕТОДОЛОГИИ  ИССЛЕДОВАНИЙ 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................13

1.1. Дискурс как инструмент теоретико-методологических подходов исследования....13

1.2. Методология как учение о способах организации познавательной и практической деятельности..........................................................................................................................15

1.3. Методологические подходы исследования..................................................................19

1.4. Методология научно технологического предвидения развития социально-экономических систем (форсайт)................................................................. .......................32

1.5. Институциональный  и институционально- системный подходы.............................52

Раздел 2. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  ФОРМИРОВАНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ИННОВАЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ  В  КОНТЕКСТЕ  ОБЩЕСТВЕННОГО  РАЗВИТИЯ......................................................................................65

2.1. Дискурс инновационной политики в контексте государственной политики.........65

2.2. Модели экономического развития и тенденции мирового  развития…………......82

2.3. Парадигма устойчивого инновационного развития.................................................103

2.4. Инновационная сфера деятельности и инновационный процесс...........................129

2.5. Моделирование инновационного процесса..............................................................139

2.6. Государственная инновационная политика: структура и свойства........................148

Раздел 3. ИМПЕРАТИВЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ  УКРАИНЫ.....................160

3.1. Измерения устойчивого и инновационного развития Украины относительно критериев вступлению в Евросоюз и индикаторы мирового развития………………..160

3.2. Инновационная деятельность в Украине....................................................................193

3.3. Императивы и предпосылки внедрения инновационной модели

развития Украины................................................................................................................200

3.4. Государственная инновационная политика в странах мира.....................................210

Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ...........................................................................219

4.1. Принципы, цель и система целей государственной инновационной политики...............................................................................................................................220

4.2. Приоритети государственной инновационной политики.........................................231

4.3. Стратегии проведения государственной инновационной политики………….......242

Раздел 5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ  ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ИННОВАЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ........................................254

5.1. Национальная инновационная система как институциональная основа

проведения государственной инновационной политики................................................254

5.2. Правовые основы формирования и проведения

государственной инновационной политики.....................................................................264

5.3.Институциональные основы инновационной культуры (аксиологично-культурная компонента государственной  инновационной политики).............................................279

5.4.Институт образования и государственная инновационная политика

в сфере высшого образования .............................................................................................289

5.5.Инновационная инфраструктура как составляющая национальной инновационной системы..................................................................................................................................318

Раздел 6.  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА МЕЖДУНАРОДНОМ, ОТРАСЛЕВОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ  И В СЕКТОРЕ  МАЛОГО И СРЕДНЕГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.................................................350

6.1. Факторы интеграции и глобализации в государственной инновационной политике…………………………………………………………………………................350

6.2. Государственная инновационная политика в отраслях производственной

сферы национальной экономики (отраслевая инновационная политика)…………......362

6.3. Государственная региональная инновационная политика.........................................387

6.4. Государственная инновационная политика в секторе малого и

среднего предпринимательства...........................................................................................430

РАЗДЕЛ 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ..........................................................................................................................449

7.1. Методы и механизмы государственного управления (регуляции) инновационными процессами............................................................................................................................449

7.2. Система государственного управления и внедрения государственной политики в сфере инновационной деятельности……………………………………...........................487

7.3. Государственное управление ресурсным обеспечением проведения государственной инновационной политики......................................................................502

7.3.1. Бюджет инновационного развития как фактор мобилизации государственных финансовых ресурсов для проведения государственной инновационной политики................................................................................................................................503

7.3.2. Информационные ресурсы как интегративный коммуникационный фактор

развития инновационно-инвестиционных процессов......................................................511

7.3.3. Интеллектуальный капитал проведения государственной инновационной

политики...............................................................................................................................518

7.4. Методология оценивания результативности и эффективности

государственной инновационной политики.....................................................................532

ВЫВОДЫ...............................................................................................................................555

ЛИТЕРАТУРА………………………………………...........................................................568

ДОПОЛНЕНИЕ:  Основные функции и задания органов государственной власти, органов и организаций государственного управления в сфере инновационно инвестиционной деятельности  (выдержки из актов законодательства) ...................599

ВСТУПЛЕНИЕ

Украиной пройденый этап социально-экономических трансформационных преобразований, на котором заложен фундамент рыночной экономики, достигнута ее определенная многоукладность, что получило признание мировым сообществом, а также к 2008 года был накоплен необходимый потенциал экономического роста, который должен был стать предпосылкой для выхода Украины на траекторию устойчивого развития. Вместе с тем влияние мирового финансово-экономического кризиса, усиленные политическими конфликтами в Украине затормозили развитие национальной экономики.

Задание достижения устойчивого развития страны, которое может противостоять вызовам глобальных финансово-экономических кризисов, делает актуальным вопрос выбора модели и приоритетных направлений такого развития, стратегий их реализации, а также институционного и ресурсного обеспечения.

Избранный Украиной путь интеграции к Европейскому Союзу и мировому содружеству через широкое международное сотрудничество и участие в международном разделении труда, стремление войти в круг развитых экономически и технологических стран мира полноправным субъектом процессов глобализации, а не их объектом, приводят к осознанной необходимости выработать  концептуальные подходы к развитию национальной экономической системы с учетом теоретико-методологических обоснований и мирового опыта достижений передовыми странами устойчивого развития.

Особенными требованиями к характеру и темпам развития национальной экономики в настоящих условиях ее выхода из состояния рецессии, предопределенного факторами мирового финансово-экономического кризиса, которые также были усилены  структурной деформированностью национальной экономики, ставятся задания обеспечения ее социальной направленности, максимально эффективного использования человеческого, производственного, научно-технологического, природного потенциалов страны одновременно с их развитием, привлечения внутренних и внешних инвестиционных ресурсов для обеспечения опережающих темпов динамики экономического роста в сравнении с ведущими странами мира и в соответствии с направлениями прогресса мировой цивилизации.

Развитые экономически и технологически страны мира перешли к принципиально новому типу развития экономики, – инновационному, характерными особенностями которого является широкомасштабное внедрение в производство научно-технических разработок и трансфер высокопродуктивных технологий с целью их коммерциализации, которая становится причиной прогрессивных технологических изменений реального сектору экономики, структуры сферы потребления и повышения конкурентоспособности национальной экономики в целом. Определяющими факторами инновационного развития экономики становятся интеллектуальные ресурсы как знания и квалификация человека, введенные в хозяйственный оборот инновационных процессов объекты прав интеллектуальной собственности, а также инвестиционные и информационные ресурсы.

Экономический рост всех экономически и технологически развитых стран мира таких, как США, страны «ядра» Европейского Союза, Япония, ряда стран Юго-Восточной Азии достигнут на основе распространения инновационных процессов в реальном секторе экономики. Особенно, убедительно об инновационном факторе развития экономики и общества свидетельствуют достижение в короткий исторический период (20-30 лет) высоких темпов экономического роста ряда стран Европы как Ирландии, Финляндии, а также стран Юго-Восточной Азии, в частности, Малайзии, Южной Кореи, Сингапура и других.

Для современного состояния прогресса развитых экономически и технологически стран мира характерным является достижение фазы постиндустриального общества и пятого технологического уклада, ключевыми технологиями которого является биотехнологии, энерго-, ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии, информационные и телекоммуникационные технологии, микроэлектроника, новые материалы.

В развитых экономически и технологически странах мира инновационная деятельность обеспечивает постоянный рост валового внутреннего продукта, рост производительности труда и конкурентоспособность национальной экономики, а вместе это позволяет внедрить высокие социальные стандарты для населения. По мировым данным в развитых странах мира технологические  инновации обеспечивают почти 50 процентов эффективности рыночной экономики и до 80% прироста ВВП. Можно утверждать, что именно степень  развития и динамизм инновационно-инвестиционных процессов формируют в современных условиях стратегическую основу устойчивого экономического развития.

Поэтому стержневым приоритетом экономической политики всех развитых стран определена инновационная политика, которая направлена на создание институционных и финансово-экономических принципов стимулирования и поддержки развития инновационной деятельности на базе новейших достижений научно-технического прогресса в стране и мире.

Центральной проблемой при разработке стратегического курса политического руководства страны всегда возникает вопрос общественного развития, которое включает своей стержневой составляющей задание реализации экономического развития. В зависимости от успехов решения этого задания зависит общественный прогресс, национальная безопасность страны и ее авторитет в международном сообществе. Априори это требует от властных структур, политической элиты разработки концептуальных принципов и модели развития, а также определения средств их внедрения, которые вместе составляют конструкцию государственной политики.

С учетом научных обоснований и мирового опыта развитых экономически и технологически стран мира, основой стратегического курса социально-экономического развития Украины и геополитического курса интеграции к Европейскому Союзу, предложенному еще в посланиях Президента Украини Л.Д. Кучмы Верховной Раде Украины в 2000 году и в 2002 году, соответственно “Стратегия экономической и социальной политики на 2000-2004 года” и “Европейский выбор. Концептуальные принципы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002 – 2011 годы”, определено реализацию государственной политики, направленной на внедрение инновационной модели развития национальной экономики [1,2].

С 2000 года в программных документах всех правительств Украины (В.А.Ющенко, А.К.Кинах, В.Ф.Янукович, Ю.В.Тимошенко, Ю.И.Ехануров, В.Ф.Янукович, Ю.В.Тимошенко, Н.Я.Азаров) было задекларировано в разных аспектах приоритет государственной политики внедрения инновационной модели экономического роста национальной экономики, государственную поддержку высоких технологий [3-11]. Кроме того, «утверждение инновационной модели развития вместе с сохранением и укреплением научно- технологического потенциала» определено Законом Украины «Об основах национальной безопасности Украины» приоритетом национальных интересов Украины как определяющих потребностей общества и государства, реализация которых гарантирует государственный суверенитет Украины и ее устойчивое развитие [12].

Следует подчеркнуть, что предложение перестройки национальной экономики по инновационной модели развития не нашло оппонентов в украинском обществе. Напротив, осознание парадигмы инновационного развития увеличивает число ее сторонников и этот факт воспринимается уже не как конъюнктурная, ситуационная инициатива власти, а как предложение национальной идеи и общественного договора.

Невысокий уровень достижений на инновационном пути развития национальной экономики, несмотря на принятие ряда важных законодательных актов, решений и поручений самого высокого государственного уровня, очевидно связано как со сложностью и многогранностью самой проблемы, так и с отсутствием пока еще системной, повседневной работы на всех властных уровнях и во всех сферах хозяйственной деятельности относительно решения этой проблемы.

Политическим руководством Украины осуществляются определение и уточнение стратегических приоритетов государственной политики, разрабатываются новые подходы к их реализации. В этом контексте актуальной проблемой видится достижение инновационной ориентации вектора развития национальной экономики и ускорения за ним темпов экономического роста. Эта  проблема нуждается в своем теоретико-методологическом обосновании в плане своевременности ее постановки и разработки подходов к ее решению.

Все это делает актуальным заданием разработку методологических принципов формирования и проведения эффективной государственной инновационной политики как средства направления прогресса Украины именно за вектором инновационного развития.

Проблемы инновационного развития, постановку которых в начале прошлого века связывают с именем выдающегося ученого-экономиста Й.Шумпетера и которые далее на протяжении почти столетия активно разрабатывались целой плеядой выдающихся ученых, среди которых следует отметить М.Туган-Барановского, П.Друкера, Г.Доброва Н.Кондратьева, Р.Солоу, Б.Твиса, М.Портера, С.Глазьева и других.

На современном этапе исследования инновационной проблематики достаточно интенсивно проводятся в Украине, что отображено в трудах О.Амоши, Г.Андрощука, Ю.Бажала, А.Гальчинского, Н.Гамана, В.Гейца, Б.Гринева, Н.Данька, Е.Лапко, И.Макаренка, Б.Малицкого, А.Поповича, В.Семиноженко, В.Соловьева, Л.Федуловой, А.Чухна, А.Яковлева и других.

Характерным для настоящего времени является то, что проблемы инновационного развития привлекают все больше внимания не только научных работников, но и предпринимателей,  политиков, деловых кругов. Вместе с тем, при значительном росте количества научных публикаций по инновационной проблематики, преимущественно исследуются и анализируются экономические и научно технологические аспекты инновационной деятельности.

Задача утверждения инновационной модели развития национальной экономики является многоплановым заданием, решение которого определяется алгоритмом сформированной такой государственной инновационной политики, которая должна совместить на синергических принципах комплекс механизмов стимулирования генезиса инновационных процессов, формирования институтов, инновационной инфраструктуры и привлечения соответствующих ресурсов для поддержки инновационных процессов на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях, а также на уровне предприятия.

Именно такой подход в методологическом плане развивается в данной работе, целью которой является теоретико-методологическое обоснование принципов формирования государственной инновационной политики, управленческих механизмов ее проведения, а также разработку принципов развития национальной инновационной системы, как институциональной среды с эмерджентными свойствами для утверждения инновационной модели развития экономики.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость постановки и решения  следующих научных и методологических задач:

-                     выяснить сущность модели инновационного развития в контексте моделей развития и тенденций мирового прогресса, а также особенности применения  модели инновационного развития в условиях трансформационного этапа экономики Украины;

-                     раскрыть с позиций институционально-системного подхода содержание государственной инновационной политики и определить основные институциональные факторы ее формирования на общегосударственном, отраслевом, региональном уровнях, а также в секторе малого предпринимательства;

-                     обосновать цели, принципы, приоритеты и стратегии государственной инновационной политики, а также ее место в структуре государственной внутренней и внешней политики;

-                     исследовать основные макроэкономические тенденции инновационного развития национальной экономики с целью определения количественных критериев для обоснования мероприятий государственной инновационной политики относительно утверждения модели инновационного развития экономики;

-                     определить принципы и направления развития национальной инновационной системы, институционально состоятельной к обеспечению генерации воспроизводительных циклов инновационных процессов и их мультипликативному распространению в реальном секторе экономики;

-                     исследовать влияния факторов интеграции и глобализации на формирование государственной инновационной политики;

-                     уточнить принципы, функции и предоставить практические рекомендации относительно  усовершенствования государственного управления (регуляции) в сфере инновационной деятельности, как средства проведения государственной инновационной политики и государственной поддержки приоритетных инновационных процессов, которые имеют общегосударственное значение;

Выбор предмета исследований осуществлен на основе анализа проблем сферы инновационной деятельности в Украине, а также заданий, связанных с утверждением инновационной модели развития национальной экономики, которые должны быть решены путем проведения эффективной государственной инновационной политики.

Ряд теоретико-методологических результатов и положений, развитых в этой монографии доведены до уровня конкретных предложений, которые были использованы в практике государственного управления и при разрабатки ряда государственных управленческих решений в сфере инновационной деятельности, а также – при  подготовке аналитических материалов для политического руководства Украины, проектов актов законодательства по вопросам формирования государственной инновационной политики.

Наследуя хорошие традиции, автор считает необходимым отметить  украинских ученых, специалистов, научные труды которых или личные контакты с которыми сформировали научно-методологическое мировоззрение автора в предметной сфере этой монографии: В.Д.Бакуменко, Б.В.Гринева, В.Н.Князева, Н.Х.Корецкого, В.Г.Кременя, В.С.Лисенко, Б.А.Малицкого, В.П.Николаева, В.С.Новицкого, В.П.Семиноженко, В.П.Соловьева, Ю.П.Сурмина, В.П.Чеботарева, И.Р.Юхновского, А.И.Яковлева и выразить этим ученым особую благодарность.

Опубликовано на сайте: 2012-03-22

Комментарии к этой статье:

Дата: 2012-08-05     Коментарий добавил(а): Вячеслав Гусев

Шановний колега, інформую Вас, що моя монографія Державна інноваційна політика: методологія формування і впровадження у торгівельну мережу не поступала. Вдячний Вам за проявлений інтерес до монографії і для вирішення питання щодо її придбання прошу Вас зателефонувати мені (+38) 050-310-08-52). В.Гусєв

Дата: 2012-08-02     Коментарий добавил(а): tlaslan@yandex.ru

Где и как можна приобрести Вашу книгу Государственная инновационная политика: методология формирования и проведения

Дата: 2012-07-24     Коментарий добавил(а): РђРЅРґСЂС–Р№

Где и как можна приобрести Вашу книгу и др. по ииновациям