Инновация - это исторически бесповоротное изменение способа производства вещей.
Й. Шумпетер


М.И. Туган-Барановский

Й.А. Шумпетер

Н.Д. Кондратьев

Галерея выдающихся ученых

UA RU EN

Обращаем внимание на инновацию, созданную на данном сайте. Внизу главной страницы расположены графики,  которые в on line демонстрируют изменения цен на мировых рынках золота  и нефти, а также экономический календарь публикации в Интернете важных мировых экономических индексов 

 
Публикации

Соловьев В.П.

Антитеза науки и власти

На страницах ZN.UA в последние годы опубликовано много материалов, казалось бы, убедительно доказывающих, что, не опираясь на научный потенциал общества, невозможно достичь благополучия страны. Но создается впечатление, что наше государственное руководство действует вопреки рекомендациям ученых и общемировой практике: постоянно сокращает финансирование науки, не бьет тревогу из-за того, что численность научных кадров в Украине неуклонно снижается.

Хотелось бы разобраться в причинах такого парадоксального явления. 

Не так давно считалось, что политика нашего правительства и других ветвей власти несовершенна исключительно потому, что кадры там застарелые, консервативные, не чувствующие "ветра перемен". Худо-бедно ситуацию удалось поправить. Теперь в правительстве на руководящих постах иностранные специалисты, менеджеры крупных и вроде бы успешных компаний, далеко не преклонного возраста, но отношение к науке не меняется, и тенденции прежних "устаревших" властей сохраняются. Получается, что предыдущий опыт молодой генерации чиновников не был связан с необходимостью использовать науку в качестве реальной производительной силы. Может быть, критерий подбора руководящего состава в министерства и ведомства следует изменить? Подбирать специалистов не просто с опытом работы в рыночной среде, а только тех, кто понимает, как достичь успеха с помощью науки. 

Например, есть две компании в маленькой Швейцарии — Novartis и Roche, работающие в сфере здравоохранения. В этих компаниях финансирование научных исследований в собственных интересах с 2005-го до 2014-го выросло, соответственно, с 4,2 и 4,1 млрд долл. США до 9,9 и 10. Не хочу приводить данные о том, насколько за это же время снизило финансирование науки правительство Украины, чтобы не расстраивать читателей. Можно только добавить, что, если в 2005-м финансирование науки упомянутыми двумя фирмами было в три раза больше, чем всей науки Украины, то в 2014-м это разрыв вырос до 20 раз. Возникает вопрос: почему же европейцам выгодно увеличивать финансирование науки, а нам — невыгодно? 

А что нас ожидает в будущем? Обратимся опять же к фактам. Не так давно правительство Германии выдвинуло лозунг Wohlstand durch Forschung! ("Процветание через исследования!"). В Украине Минэкономразвития тоже думает о процветании и даже разработало документ "Шлях до процвітання: базові принципи реформування економіки". Но если в Германии решили, что именно научные исследования способны обеспечить процветание страны и общества, то разработчики украинского документа определили его содержание как (цитирую): "крик про допомогу, заклик до оперативних заходів, до співпраці та скоординованих дій уряду, парламенту, політичних партій та адміністрації президента для впровадження всіх необхідних економічних реформ …". То есть довольно расплывчатое представление о процветании как о необходимости преодоления множества препятствий, в том числе коррупции. Но почему-то не принимается во внимание, что прошлогодний Нобелевский лауреат по экономике Энгус Дитон, получивший премию за вклад в решение проблем "потребления, бедности и благосостояния", убедительно доказал, что потребительские кредиты для бедных стран скорее способствуют развитию коррупции в этих странах, нежели помогают преодолеть бедность. Кредиты, которые Украина получает от МВФ, по большей части именно потребительские. Получается, что "одной рукой" мы пытаемся бороться с коррупцией, а другой широко открываем для нее дверь. Вряд ли в таком случае объединение усилий перечисленных субъектов власти в преамбуле документа о пути процветания Украины поможет найти этот путь для нашей страны. В то же время решение проблемы лежит на поверхности — если уж мы берем кредиты, то они должны быть предпринимательскими, т.е. способствовать не просто росту экономики (а на деле — снижению скорости "затягивания поясов" у населения), а нашему экономическому развитию (по классификации Й.Шумпетера).

Многое сегодня списывается на тяготы военного времени. Действительно, время тяжелое. Но если посмотреть, насколько рационально решаются проблемы военного конфликта в Украине, мы видим опять-таки подходы, мало соответствующие европейской рациональности. В Программе деятельности Кабинета министров Украины первым пунктом значится новая оборонная политика. Однако, не очень понятно, почему оборонная политика считается здесь "новой", если задания программы далеко не в достаточной мере учитывают, что современные войны все больше становятся бесконтактными. Эксперты утверждают, что в условиях реального технологического отставания ряда государств (к которым относится и Украина) от наиболее передовых стран, их усилия по созданию новых способов вооруженной борьбы не смогут быть направлены на простое воспроизведение технологий, в том числе и применяемых для создания высокоточного оружия. Как считают эти эксперты, каждая страна, стремясь не отстать от других в своей готовности воевать в войнах нового поколения, должна разрабатывать свои чисто национальные виды оружия и военной техники. Это позволит в некоторых случаях создавать и совершенно новое, альтернативное или ассиметричное оружие, способное нейтрализовать основные преимущества различных высокоточных беспилотных средств противника, действующего бесконтактным способом на большие дальности. Однако такая политика развития военно-промышленного комплекса опять же требует высококачественного научного потенциала, который усилиями нашей власти, и в этой программе, вытеснен "на задворки" — в п. 8 "Новая социальная политика", подраздел "Повышение качества образования". Задание называется "интеграция науки и образования, создание технологических и научных парков, переход к финансированию научных исследований на проектной основе путем разработки и содействия принятию в новой редакции Закона Украины "О научной и научно-технической деятельности". Очевидно, что это никаким образом не касается проблем "новой оборонной политики". Вряд ли этот изъян можно компенсировать седьмой волной мобилизации, поскольку вновь призванным придется, как следует из Программы деятельности КМУ, служить отнюдь не в бесконтактных условиях конфликта.

Далеко не приоритетное место занимает наука в "Плане законодательного обеспечения реформ в Украине", принятом Верховной Радой 4 июня 2015 г. Это п. 475—476 (из 488). Первый пункт предусматривает принятие нового закона о науке (выполнено), а второй — предотвращение плагиата в науке, что, конечно, важно, но, скорее, для оздоровления морального климата, чем для оздоровления экономики. Впрочем, в данном Плане значительное внимание все-таки уделено инвестиционно-инновационным проблемам, которые, по сути, являются прямым следствием научных исследований (п. 229, 248—254). Казалось бы, здесь предполагается широким фронтом решать проблемы, если не развития науки, то хотя бы использования ее результатов на практике. Непонятно, правда, какой толк от развитого законодательства в сфере охраны интеллектуальной собственности, если не стимулируется и, более того, фактически подавляется производство научных результатов — основы для этой интеллектуальной собственности. Но на самом деле эффективная законотворческая практика в данном случае тоже затруднена, поскольку проекты законов, имеющих, в общем-то, единую методологическую базу, проходят по разным комитетам Верховной Рады. Это комитет промышленной политики и предпринимательства, комитет по науке и образованию, комитет по вопросам правовой политики и правосудия. В результате, не исключено, что в законах, относящихся в принципе к одному циклу правовой защиты, появятся существенные противоречия и нестыковки друг с другом из-за прохождения их подготовки по разным комитетам.

Сказанное выше свидетельствует о том, что на словах наша власть стремится в Европу, а на деле движется в каком-то малопонятном направлении. Об этом, в частности, свидетельствует одно из ошеломляющих событий прошлой осени, касающееся давления украинских чиновников на Европейскую комиссию. Суть в том, что было подано на конкурс два конкурирующих проекта по программе "Горизонт-2020". Участие Украины в обоих этих проектах изначально было согласовано с Министерством образования и науки Украины. Однако, когда оказалось, что международная экспертиза отдала предпочтение проекту, "далекому" от интересов министерских чиновников, МОН просто отозвало свою поддержку выигравшему проекту и настояло на том, чтобы для финансирования Европейская комиссия приняла тот проект, который ему (министерству), по всей вероятности, "ближе". Этот сюжет заставляет сомневаться в искренности украинских чиновников, утверждающих, что международная экспертиза в области науки имеет преимущество перед национальной оценкой, а также свидетельствует о различии в понимании европейского пути развития Украины функционерами Европейской комиссии и украинскими чиновниками.

Одно из крылатых выражений, приписываемых Жан-Жаку Руссо, гласит: "Если вам не удалось избежать, чтобы вас не проглотили, постарайтесь, чтобы вас, по крайней мере, не переварили". Можно констатировать, что украинскую науку наша власть все-таки "проглотила", изолировав ее от реальной экономики. Но переварить, т.е. полностью уничтожить науку пока не удается. Одна из библейских легенд утверждает, что Иона живым был извергнут китом, во чреве которого он находился три дня и три ночи. Может быть, и наука Украины, в конце концов, будет извергнута из чрева власти, чтобы реально служить процветанию нашего государства.

http://gazeta.zn.ua/science/antiteza-nauki-i-vlasti-_.html

Опубликовано на сайте: 2016-01-24

Комментарии к этой статье:

Дата: 2016-03-14     Коментарий добавил(а): Елена Савицкая

Спасибо огромное уважаемому профессору Вячеславу Павловичу за подготовленную статью! Полностью поддерживаю автора. Если представители научных кругов не будут обсуждать сложившуюся ситуацию в стране и не смогут влиять на неё, то что ожидает Украину неизвестно... Как достичь успеха в развитии с помощью науки? Конечно необходимо концентрировать внимание на происходящем сегодня через СМИ, Интернет, международные научные издания и влиять на меры по урегулированию ситуации в стране. Просматривая статистику основных макроэкономических показателей "развития" Украины за последние 10-11 лет, хотелось бы добавить, что уровень инфляции на 1.01.2016 г. составляет 369,3% в сравнении с 1.01.2006 г., а внешний долг Украины на 31.12.2016 г. составляет 1 571 766 млн грн. При этом численность населения в Украине стремительно уменьшается: на 1.01.1991 г. нас было 51944,4 тыс. чел., а на 1.01.2016 г. - 42760,5 тыс. человек, что показывает уменьшение численности населения Украины более чем на 9 млн. человек или почти на 18%-21,5%. Печально думать о возможностях развития экономики Украины или о каких-либо позитивных изменениях в стране при таких и других статистических данных. Но украинский народ терпеливый, трудолюбивый и не смотря на военно-политические факторы, пытается доказать, что не всё потеряно. У нас достаточно сырьевых, трудовых (интеллектуальных) ресурсов, очень много творческих и сильных личностей, лидеров в научной сфере и не только, которые могут повлиять на изменение ситуации и самое важное, что им необходима поддержка со стороны Государства. Но Государство не всегда пытается поддерживать научных представителей и ждать приходиться годами, поэтому в нашей жизни многие рассчитывают только на себя и главное при этом не молчать, а пытаться сделать этот мир лучше. Развитие в Украине - это эффективные показатели улучшения ситуации в стране, повышение собственного капитала страны и уменьшение задолженностей, это развитие науки, но с возможностью и перспективой развития научной и инновационной сферы, экологическое развитие, развитие ИТ-индустрии и др. направлений. Основная цель любого развития - это создание ценностей как для науки, для населения, для страны и мира в целом. Попытайтесь каждый сам создать ценность продукта, услуги, науки или любой другой сферы деятельности и возможно у нас не будет необходимости обращаться за очередной поддержкой в МВФ или международные организации и развитые страны. Создайте условия на ТV для просвещения человечества, его развития и информированности о новых достижениях науки и техники, поддерживайте украинскую культуру ценностей, откажитесь от негативных новостей и люди сами смогут решить проблемы в стране без поддержки государства, а только для его развития. Хотелось бы пожелать всем нам действительно процветания и просвещения, мира, развития и благополучия!!

Дата: 2016-02-07     Коментарий добавил(а): Игорь - Алексею

1. Предоставляемые МВФ средства в иностранной валюте центральному банку страны-заемщика направляются исключительно для финансирования дефицита платёжного баланса в виде операций на валютном рынке или для пополнения валютных резервов. На финансирование дефицита госбюджета, т.е. на погашение госзадолженности эти средства не идут (читайте, Алексей, устав ВМФ и условия Бреттон-Вудского соглашения). Между дефицитом госбюджета и дефицитом платёжного баланса общим есть только слово "дефицит", а так - ничего общего. Упомянутый вами Катасонов, к сожалению, не является авторитетным ученым в этой области. "К сожалению", потому что написал огромную монографию, превышающую 1000 стораниц, что уже заслуживает уважения, но по содержанию весьма дискуссионную, субъективную и в этом отношении некачественную.

2. Что касается комментируемой статьи и выражения "потребительского", Алексей, внимательно читайте контекст. Автор упомянул Й.Шумпетера (прочтите его труд), акцентируя внимание на важности развития, которое простым кругооборотом (по Й.Шумпетеру) достичь невозможно, а только новыми комбинациями факторов предпринимателя (опять же по Й. Шумпетеру), которые управляются финансовой системой как "командным пунктом". Посему страна, Алексей, которая использует простые производственно-финансовые схемы "проедает" (на экономическом языке - "тратит") не развиваясь. И наоборот, расширенные схемы (по Й.Шумпетеру) - развитие. Валютная же система, валютный курс и платежный баланс создают (базовые) условия. Поэтому выдаваемые кредиты МВФ поддерживают тот тип политики, который выбрали руководители страны и бизнес элита. Вроде бы автор совершенно справедливо акцентирует на этом внимание.

Алексей, читайте, пожалуйста, внимательнее контекст. Ну а по поводу финансирования Фондом (МВФ)госдога вы и ваш Катасонов были неточны. Заранее извиняюсь, если был в чем-то резок.

Дата: 2016-02-07     Коментарий добавил(а): Алексей

Функция МВФ поддержание плтежного баланса страны-клиента. Выдаваемые МВФ средства применяются для погашения гос. задолженности. Потребительских кредитов МВФ не выдает.

Ознакомьте себя с лекциями и работами Катасонова В.Ю. и Фурсова А.И. для большего понимая процессов происходящих в стране и возможных путей развития событий.

Дата: 2016-02-02     Коментарий добавил(а): Вячеслав

To Sergey Tolstopyatov: Давайте попробуем обойти бюрократические барьеры вместе

Дата: 2016-02-02     Коментарий добавил(а): Sergey Tolstopyatov, MD.

ВОТ ВАМ И АНТИТЕЗА.

Дата: 2016-02-02     Коментарий добавил(а): Sergey Tolstopyatov, MD.,

Dear expert, Я поддерживаю автора во всем. Кроме того, добавлю, что в Украине  происходит огромное вымирание населения из-за частого (каждые 4 мин.) развития инсульта, выявляемого ежегодно у 120000 человек. Для решения этой катастрофы я разработал новую лабораторную технологию (патент Украины) и программу для эффективной  индивидуальной профилактики инсульта у 80% случаях. Подобных программ нет в Евросоюзе и США, где инсульт выявляют каждые 40 сек. Наша программа имеет положительные отзывы АН и академических институтов.  Однако более  10 лет чиновники торпедируют разработку, а об инсульте ни слова. Яценюк и президент не отвечают на мои электронные письма, нардепы молчат. Кто должен защитить нацию?

Добавить новый комментарий!

* – Поля обязательны для заполнения!

Ваше имя *:
Ваш e-mail адрес:
Ваше сообщение *:
Введите число *: