Инновация - это исторически бесповоротное изменение способа производства вещей.
Й. Шумпетер


М.И. Туган-Барановский

Й.А. Шумпетер

Н.Д. Кондратьев

Галерея выдающихся ученых

UA RU EN

Обращаем внимание на инновацию, созданную на данном сайте. Внизу главной страницы расположены графики,  которые в on line демонстрируют изменения цен на мировых рынках золота  и нефти, а также экономический календарь публикации в Интернете важных мировых экономических индексов 

 
Публикации

Плотников В.А.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ УКРАИНЫ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УКРАИНЫ

Введение

Новое правительство Украины в очередной раз провозгласило приоритет европейской интеграцию, пойдя дальше предыдущего правительства Л. Кучмы, основой внешней политики которого была многовекторность. Попытка балансирования между интересами России и Запада Л. Кучме не слишком удавалась, потому, как баланс был построен не на взаимном интересе, а на потугах перехитрить, переиграть обоих партнёров.

Какие же пути интеграции Украины в мировое политическое и экономическое пространство возможны на нынешнем этапе после победы "оранжевой " революции?

Постараемся дать ответ на этот вопрос не на основе политических амбиций, а с учётом социально-экономических и политических реалий в современной Европе и в целом в Мире.

Постараемся проанализировать основы и опыт европейской интеграции.

Представляется интересным, также, рассмотрение современных тенденций интеграции не национально-государственных образований на основе политических решений, а через интеграцию регионов, в основе которой лежат взаимные социальные, экономические и политические выгоды регионов!

Именно через региональную интеграцию в Украине возможен выход на интеграцию международную. В том числе с Европой, Россией и другими приграничными странами.

1. Экономическая интеграция: понятия, подходы и европейский опыт

Интеграция, понимаемая как процесс нарастания тесноты связей между объектами, в данном случае регионами, часто сопровождается их сближением, появлением новых общих признаков. Исходный латинский термин «integratio» означал восстановление, восполнение некого единства. Интеграционные процессы в принципе ведут к становлению некой новой целостности.

В современной экономической и экономико-географической литературе в последние годы произошло заметное изменение понятия межрегиональной интеграции. Согласно рыночному подходу, господствовавшему еще 10-15 лет тому назад, процесс интеграции состоит, главным образом, в устранении препятствий, которые мешают интеграции национальных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Так, отмена таможенных тарифов, создание европейского единого рынка, свободное движение капитала и европейский валютный союз представлялись последовательными стадиями в этом процессе. Согласно модели зон “свободной торговли”, главная роль формирующихся европейских институтов заключалась в обеспечении справедливой конкуренции и ценовой стабильности через макроэкономическую координацию.

Согласно институциональному подходу, процесс межрегиональной интеграции, в частности, европейской, понимался как постепенная передача законодательных и административных полномочий от национальных властей наднациональным (в конкретном случае - европейским институтам). Эта модель, которая часто характеризует стратегию интеграции, предложенную Европейской Комиссией, подразумевает технократический ("еврократический") и централизованный процесс перераспределения финансовых ресурсов как основной инструмент снижения региональных различий.

Наконец, третий, так называемый "сетевой" подход рассматривает социально-экономическое пространство как систему пересекающихся транснациональных "макро регионов", характеризующихся сотрудничеством между различными административными областями, включенными в этот макро регион, и конкуренцией с областями, принадлежащими другим макро-регионам. Эти макро регионы могут быть представлены как пересекающиеся сети больших и малых городских центров, выполняющие как дополняющую, так и конкурирующую роли в европейском масштабе. Примерами таких макро регионов являются Средиземноморский и Балтийский бассейны, Альпийский регион, Средняя Европа, "Атлантическая Дуга" и область столиц в Северо-западной Европе.

Согласно этому подходу границы регионов и стран не столько разделяют отдельные регионы и страны и создают искусственные препятствия экономической и социальной интеграции, сколько превращаются в своеобразные мосты, объединяющие макро регионы, в результате процесса всеобщей интернационализации. Кроме того, некоторые из этих европейских макро регионов являются связующими между регионами Европейского Союза и стран Центральной и Восточной Европы, Балканского полуострова и Южного Средиземноморья, не входящих в ЕС.

Методологические основания первого подхода, восходят к неолибиральной теории, рассматривающей любое воздействие государства как вмешательство в "естественный" рыночный процесс и искажающий рыночную информацию для субъектов экономики. В данном случае в качестве таких искажений рассматриваются международные и межрегиональные границы.

Второй подход, базирующийся на попытках синтеза неокейнсианской и институциональной теорий, а также науки об управлении, основывается на неизбежности и принципиальной необходимости активной роли государства, государственных и негосударственных институтов в регулировании рыночных процессов. В случае ЕС, этот подход концентрируется на оптимизации распределения функций и отношений между наднациональными органами, национальными правительствами и региональными и городскими органами управления при участии всякого рода ассоциаций предпринимателей, профсоюзов, партий и движений в процессах принятия решений.

"Сетевой" подход рассматривает барьеры в виде границ и различий в законодательстве но только и не столько как препятствия на пути установления разнообразных долгосрочных связей между регионами и рынками, но и как источник дополнительной выгоды, иногда незаслуженной, для хозяйствующих субъектов и, следовательно, стимул для трансграничных обменов.

Эти подходы нельзя рассматривать как эволюцию взглядов на проблему межрегиональных взаимодействий, поскольку они хотя и не полностью противоположны друг другу, но существенно различаются в исходных предпосылках и практических выводах.

Первый подход наиболее адекватен господствующей экономической системе первой половины века, когда основной моделью производства был массовый выпуск стандартизованной продукции, ограниченный спросом и возможностями привлечения основных ресурсов: капитала и труда.

Второй подход соответствует "дерижистской" политике 50-70–х годов с крупными государственными программами, частичной национализацией, пятилетним планированием, регулированием цен и спроса, борьбой с инфляцией и безработицей.

Третий подход соответствует современному периоду высокотехнологичного производства, когда предприятия ориентируются на выпуск небольших партий продукции и услуг с заданными параметрами, их организационные структуры и сами предприятия строятся под проект, а не наоборот, а главным ресурсом становится информация.

Очевидно, что при любом подходе остается главное в понимании процесса интеграции (равно как и дезинтеграции) - развитие многообразных связей между регионами, объединяющими их в единое целое.

Анализ процессов интеграционных процессов в Европе в контексте возможного использования этого опыта для Украины позволил сделать несколько общих выводов:

Если говорить не о европейской интеграции в целом, а именно о межрегиональной интеграции, то в современной Европе получила наибольшее развитие, финансовую и институциональную поддержку межрегиональная интеграция не внутри отдельных стран, а отдельных регионов различных стран.

Особенно ярко это проявляется в приграничном сотрудничестве смежных регионов, регулируемых Программой ЕС "Interreg II". Эта Программа охватывает такие ареалы, как Западное Средиземноморье и Латинские Альпы, область Северного моря, Юго-Западную Европу и т.д. Основная задача этой Программы - содействовать транснациональному сотрудничеству через элементы структурной политики, развитие систем коммуникаций, управление водными ресурсами и т.д. Одна из важных декларируемых целей Программы заключается в снижении социально-экономических неравенств в развитии смежных регионов соседних государств.

Подобное стимулирование межрегионального сотрудничества, несомненно связано с процессами глобализации мировой экономики и политики и нашло яркое выражение в концепции и практике формирования "еврорегионов" (Euro-regions). Фактически речь идет о неформальном объединении в крупные макро регионы территорий нескольких соседних государств на основе принципов экономического единства или специализации, исторических и культурных связей, использования выгод экономико-географического положения и т.д. (например, очень интересен опыт "еврорегиона", объединяющего испанскую провинцию Каталония и французский регион "Ланжедок-Руссильон"). Для регулирования процессов межрегионального взаимодействия создаются совещательные органы и различные структуры "содействия" кооперации в промышленной, сельскохозяйственной, транспортной сферах и т.д.

Другой пример, являющийся очень показательным - это оформление сотрудничества наиболее развитых в промышленном отношении регионов Германии, Франции, Италии и Испании. Речь идет о знаменитых "Четырех моторах Европы" - неформальном объединении таких регионов, как Баден-Вюртенберг (Германия), Ломбардия (Италия), Роны Альпы (Франция) и Каталония (Испания). Характерно, что все эти регионы, хотя и расположены в "сердцевине Европы", непосредственно не граничат друг с другом. Идея межрегиональной кооперации и сотрудничества четырех "элитных" европейских регионов, инициированная их деловыми кругами и представителями властных структур, безусловно, имеет серьезные перспективы, в том числе на основе объединения усилий этих наиболее развитых частей европейского континента в реализации новой промышленной и научно-технической политики ЕС.

Иными словами, в рамках европейской региональной политики достаточно активно реализуется идея образования наднациональных макро регионов в виде "мягких" структурных форм. В ряде случаев это, безусловно, попытка отдельных регионов уменьшить пресс излишней централизации национального правительства на основе самостоятельного выхода на интеграционные связи с регионами других государств.

Что касается законодательной, финансовой и институциональной поддержки межрегиональной интеграции внутри европейских государств, то в современных условиях она не получила должного развития как в силу относительной однородности регионов внутри отдельных стран Европы, так и по причине недостаточной актуальности самой этой проблемы. Как правило, различного рода интеграционные проекты и программы в отдельных государствах Европы, которые охватывают сферой своего влияния несколько смежных территорий этих стран (например, - в области создания транспортной инфраструктуры) или уже реализованы, или они выходят на наднациональный уровень (в случае, например, с европейскими транспортными коридорами). Чаще всего такого рода интеграция воссоздается в новых формах в рамках третьего "сетевого" подхода и связана с современными формами взаимодействия городов и агломераций.

Государства Европы и их регионы прошли длительный путь цивилизованного развития рыночной экономики, создания прочных федераций, сильных традиций в области законотворчества. Они фактически преодолели "синдром изоляционизма" и попыток получения необоснованных преимуществ "за счет соседа". Однако, все это происходило на фоне политической стабильности и экономического роста - двух абсолютно необходимых атрибутов интеграции. То, что происходит сегодня в объединенной Европе - "путеводный маяк" для развития межрегиональной интеграции в Украине.

Однако в любом случае на развитие межрегионального сотрудничества в Украине будут оказывать влияние следующие объективные условия, принципиально отличающие ее большинства европейских государств:

  • Достаточно большие размеры территории страны, что ставит естественным образом вопрос о необходимости более тесного сотрудничества и взаимодействия смежных регионов, хотя бы принимая во внимание лишь один фактор - необходимость экономии на транспортных затратах;
  • Разнообразие природно-климатических, ресурсных, структурных, демографических, культурно-этнических и других условий и факторов развития ее субъектов и наличие значительной асимметрии в социально-экономическом развитии регионов;
  • Асимметричность украинской политики унитаризма (фактическое правовое неравенство различных субъектов Украины - восточных и западных областей, Автономной республики Крым, Киева и Севастополя) противоречивая административно-территориальная структура страны (наличие автономии и провозглашение в Конституции унитарности);
  • Отсутствие опыта и менталитета сотрудничества у политических региональных элит;
  • Слабость региональной политики украинского государства.

Очевидно, что специфику интеграционных процессов в Украине будут определять и такие факторы, как "наследие" жестких централистских традиций бывшего Союза ССР, процессы межрегиональной интеграции и дезинтеграции на пост советском пространстве

Пространственные масштабы интеграции различны: глобальный, пост - или экс-советский (СНГ), обще украинский, межрегиональный, внутри региональный. Активная интеграция Украины в мировое сообщество и экономику, шире по охвату, чем у других новых суверенных государств, связанных со “своим” макро регионом мира; впрочем, для Украины всегда было важно европейское направление внешних связей. На обще украинском и внутри региональном уровнях наблюдается противоречивое сочетание интеграции и дезинтеграции; первую стимулируют политические процессы государственного строительства. А вот уровень СНГ и украинский межрегиональный явно пострадали, здесь дезинтеграционные процессы преобладали над ре-интеграционными.

Все годы реформ в Украине идут споры о том, как удержать единство пространства в ходе его неизбежной реструктуризации. На самом деле имеются разные пространства (политическое, оборонное, экономическое, культурно-информационное), но характер проблемы во многом идентичен. Логически в ней можно выделить две компоненты: композиционную и коммуникационную, или проблему дифференциации (регионализации) и интеграции.

Первая касается состава и структуры страны, изменения неформальных и нормативных районов, их специализации, межрайонных пропорций.

Вторая прямо затрагивает содержание и формы межрайонной кооперации, связей и взаимодействий, перестройки их принципов и механизмов в новых условиях.

Если попытаться спроецировать европейский опыт и подходы к интеграции, описанные в предыдущем разделе, на социально-экономические процессы Украины последнего десятилетия, то можно констатировать, что с точки зрения первого подхода, преобладали тенденции дезинтеграции: объемы межрегионального обмена товарами и услугами, перелив капитала падали хотя бы в силу спада производства и инвестиционного кризиса.

С точки зрения второго подхода диагноз ситуации не столь удручающ. Сложилась новая система органов управления на государственном и, отчасти, муниципальном уровнях, происходит постепенное уточнение их полномочий и складывается оформленная в правовом отношении и укореняющаяся в сознании политических и хозяйствующих элит система правил поведения экономических субъектов.

Наконец, с точки зрения третьего подхода, в прошедшие годы в Украине произошел значительный прогресс в деле интеграции, поскольку ряд городов и территорий оказались тесно интегрированными в европейские и мировые экономические отношения и структуры. В качестве примеров можно указать на Киев, Львов, Одесса, Ужгород и некоторые другие города. В этом смысле наблюдается некоторая аналогия с западноевропейскими формами межрегиональной транснациональной интеграции, хотя очевидно, что большая "экспортно-импортная" направленность ряда украинских регионов и городов имеет иную природу - она не подкреплена системой приграничного сотрудничества и кооперации. В то же время и экономические проектировки, и требования практики показывают, что приграничное сотрудничество ряда как восточных, так и западных регионов Украины имеет "большое будущее".

2. Некоторые направления интеграционной политики в Украине

Межрегиональная интеграция в Украине была и остается важным индикатором общей социально-экономической ситуации в стране и, одновременно, важнейшим механизмом улучшения этой ситуации. Межрегиональное сотрудничество должно стать важнейшим объектом целенаправленной и скоординированной политики Центра и регионов с целью как оздоровления социально-экономической ситуации, так и создания институциональной основы новой украинской государственности.

Региональная политика Центра в любом случае в достаточно длительной перспективе останется результатом компромисса между действиями, направленными на преодоление центробежных тенденций и усилиями по стимулированию очагов и точек роста. С позиций укрепления межрегионального сотрудничества, региональная политика Центра, прежде всего, должна быть нацелена на:

  • обеспечение экономического развития в регионах, поскольку без перехода экономики к долгожданной стадии роста все разговоры об эффективности любой экономической политики (и, в первую очередь - интеграционной) - бессмысленны;
  • предотвращение нерационального перемещения ресурсов, прежде всего излишней миграции населения и неоправданной концентрации капиталов;
  • обеспечение реструктуризации промышленности и ее адаптации к рыночной системе;
  • поощрение и поддержку подготовки и реализации межрегиональных программ, прежде всего в области инфраструктурных проектов и установлении долгосрочных кооперационных связей между регионами, что позволит сгладить многие межрегиональные противоречия, и будет способствовать координации экономической политики субъектов Украины;
  • обеспечение гарантии большей финансовой независимости регионов от центра, укрепление доходной базы региональных бюджетов, расширение прав регионов в области налоговой и бюджетной политики, что позволит не только в большей степени сбалансировать региональные бюджеты и уменьшить трансферты, но и, как показывает опыт других стран, поднять уровень доходов региональных бюджетов, сделать политику региональных властей более ответственной и нацеленной на долгосрочные задачи экономического развития и роста.
Три группы первоочередных направлений интеграционной политики.

Первая - это развитие правовой и институциональной базы интеграции. Сюда можно отнести:

  • завершение создания правовых основ экономических взаимоотношений "центра", субъектов Украины, местного самоуправления;
  • содействие становлению и развитию интеграционных форм пространственной организации и саморазвития экономики (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, межрегиональные финансово-промышленные группы и т.д.).

Вторая группа - инвестиционная деятельность по улучшению качества экономического пространства, особенно:

  • обеспечение функционирования магистрального транспорта, энергетической системы и основных телекоммуникаций;
  • концентрация финансовых ресурсов на осуществлении государственных интеграционных программ
  • приоритетное финансирование тщательно отобранных производственных и инфраструктурных объектов, которые активизируют межрегиональную интеграцию.

Третья группа - ориентация экономических регуляторов на усиление однородности и интегрированности экономического пространства. В том числе:

  • устранение основных противоречий распределения бюджетных средств;
  • восстановление банковской системы и платежеспособности действующих субъектов рынка;
  • сдерживание роста транспортных и энергетических тарифов, создание оптового рынка электроэнергии;
  • сохранение экономического контроля государства над стратегическими и структурообразующими объектами и природными ресурсами;
  • селективная поддержка предприятий, особенно градообразующих, в депрессивных регионах;
  • обеспечение внешнеэкономической безопасности регионов.

Очевидно, что задачи региональной политики и государственной интеграционной политики не тождественны. Например, меры по развитию банковской системы, обеспечению функционирования магистрального транспорта и т.д. не являются "предметом" региональной политики (хотя и значительно воздействуют на нее). Поэтому важно добиться институциональной стыковки и непротиворечивости этих задач, отнесенных к разным ведомствам. По-видимому, наиболее перспективным здесь является совместное участие министерств и ведомств в подготовке и реализации крупных межрегиональных программ интеграционной направленности.

3. Институциональное "сопровождение" межрегионального сотрудничества

В настоящее время регулирование процессов межрегиональной интеграции может осуществляться лишь в т.н. "мягких формах". Примером здесь может служить деятельность различного рода межрегиональных ассоциаций и объединений и, особенно, деятельность межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

Возможная этапность реформирования системы организации и регулирования интеграционных процессов в Украине может выглядеть следующим образом:

  1. Принятие Закона о деятельности межрегиональных ассоциаций;
  2. Включение руководителей межрегиональных ассоциаций в состав Правительства Украины с целью более четкого и оперативного включения региональной компоненты в важнейшие общегосударственные решения;
  3. Организация Всеукраинской конференции по проблемам укрепления межрегиональной интеграции и развития межрегиональных ассоциаций, на которой следует обобщить опыт их работы, рекомендовать наиболее интересные его элементы для "тиражирования" (в том числе – зарубежный опыт регулирования интеграционных процессов), определить перспективные направления работы ассоциаций;
  4. Внедрение на основе действия Закона о деятельности межрегиональных ассоциаций новых форм, механизмов и институтов межрегиональной интеграции (особенно в области консолидации финансовых ресурсов для реализации крупных интеграционных проектов);
  5. Реформирование территориальных органов исполнительной власти с их укрупнением и переносом сферы их деятельности на несколько субъектов Украины;
  6. Широкое обсуждение различных схем нового экономического районирования страны с выделением новых крупных экономических районов;
  7. Оформление в составе новых ассоциаций более развитых и имеющих больше полномочий структур, принимающих на себя отдельные функции государственного управления в масштабе данной территории;
  8. Реформирование территориальных представительств органов исполнительной власти с учетом изменившихся условий;
  9. Интеграция (в "жесткой" или "мягкой" формах) межрегиональных ассоциаций и региональных представительств органов исполнительной власти;
  10. Всенародное обсуждение различных концепций реформы административно-территориального деления страны и в случае необходимости проведение всенародного референдума по этому вопросу;
  11. Законодательное закрепление нового административно-территориального деления страны с прохождением всех необходимых стадий, включая внесение поправок в Конституцию Украины.
Это одна из возможных схем реформирования межрегиональных ассоциаций, которая может привести к изменению административно-территориальной структуры Украины. В этой схеме могут быть свои отдельные мероприятия (например, - официальное определение "столиц" новых экономических районов и закрепление за ними особого статуса города).

Конечно, многое будет зависеть от степени государственного "присутствия" в осуществлении этих процессов. Данная схема предусматривает достаточно сильные элементы такого "присутствия", что может в крайнем варианте привести к созданию государственных межрегиональных структур.

Возможно создание "квазигосударственных" (или негосударственных) органов управления и регулирования интеграционными процессами с более сильным участием бизнеса. Тогда межрегиональные институты могут создаваться в форме "корпораций межрегионального развития" – негосударственных организаций, ориентированных на стимулирование и реализацию различных межрегиональных интеграционных проектов.

Заключение

В первые десятилетия XXI в. ожидаются существенные сдвиги как внутри зон активного интегрирования, так и в мировом политическом и экономическом пространстве в целом.

План Шумана по сохранению мира, который явился предпосылкой франко-германского примирения, стал отправной точкой по созданию нового порядка в Европе, при котором любые вооруженные конфликты стали бы не только неприемлемыми, но и невозможными. И СНГ, и ЕС преуспели в том, что этот идеал стал реальностью. На сегодняшний день трудно себе представить возникновение вооруженного конфликта между странами Союза.

Но события в бывшей Югославии показали, что мир в Европе не наступит сам собой. Европейский Союз должен также работать над продвижением идей мира за пределами его зоны стабильности. И в этом плане во многом может помочь общая внешняя политика стран Союза.

Однако политика расширения европейского влияния и продвижения идей мира не должна проводиться за счёт силового военно-политического и экономического давления. Такое расширение приведёт к обратным результатам.

Расширение европейского союза в ХХ1 веке, веке глобализации, нарастания опасности глобального, экологического и экономического кризиса во многих регионах планеты, не может проводиться на основе идеологии силы, противостояния ХХ века.

Мир в планетарном и цивилизационном понимании стал настолько неравновесен и, даже, хрупок, что силовое давление, которое рождает обратную реакцию, может легко разрушить существующее относительное благополучие стран ЕС.

Единственно возможный путь продвижения мира и демократии состоит во взаимовыгодном социально-экономическом, политическом, экологическом и военном сотрудничестве.

Список использованной литературы

1. Виктор Ивантер, Феликс Клоцвог – Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов. Проблемы теории и практики управления, номер 5/97.

2. Владимир Аксенов – Интеграционное противоборство. Независимая газета, номер 54 (2364) 28 марта 2001 г.

3. С. Гоци. Политический советник Президента Европейской Комиссии (Евробюллетень, сентябрь, 2003

4. Селиверстов В.Е. – Совершенствование институциональных и финансово-экономических основ межрегиональной интеграции. Проект Тасис EDRUS 9602 "Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии"

5. «Международное право» / Лукашук И.И.; М – 2000 г.

6. «Международное право» / под ред. Ю.Н. Колосова и Э.С. Кривчиковой; М – 2000

7. "Мировая Экономика и Международные Отношения", №9 2000, №8,10 2001, № 1,8 2002

8. Журнал «Евро», №2, 2001 г., статьи: В.Н. Малаха, Ю. Борко.

9. Материалы по странам Европейского Союза организации “TASIS”

10. Договор о Европейском союзе Мн., 1999г.

11. http://www.europa.eu.int/ Официальный сайт ЕС в Интернет

12. http://www.eubasics.allmansland.com/  Региональное представительство ЕС

13. http://www.tacisto.uralinfo.ru/es.html  Европейский союз

Февраль 2005 года

Опубликовано на сайте: 2005-07-05

Комментарии к этой статье:

Добавить новый комментарий!

* – Поля обязательны для заполнения!

Ваше имя *:
Ваш e-mail адрес:
Ваше сообщение *:
Введите число *: