Інновація - це історично безповоротна зміна способу виробництва речей.
Й. Шумпетер


М.І. Туган-Барановський

Й.А. Шумпетер

М.Д. Кондратьєв

Галерея видатних вчених

UA RU EN

Обращаем внимание на инновацию, созданную на данном сайте. Внизу главной страницы расположены графики,  которые в on line демонстрируют изменения цен на мировых рынках золота  и нефти, а также экономический календарь публикации в Интернете важных мировых экономических индексов 

 
Конференції та семінари

28–29 мая 2009 года. г. Москва. Пятая Всероссийская научно-практическая конференция «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России»


 

Пятая Всероссийская научно-практическая конференция

«Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России»

 

Информационное письмо

Клуб субъектов инновационного и технологического развития, Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН), Отделение общественных наук РАН, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Институт повышения квалификации государственной службы, Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ, Парламентская библиотека ФС РФ, Академия экономической безопасности МВД России, Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов РФ, Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), Научно-производственная компания «Кронос-Информ», 28–29 мая 2009 года проводят пятую Всероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения органов государственной власти и управления.

Сопредседатели Оргкомитета: Иванов В.В. - д.э.н., зам. Главного ученого секретаря РАН, Кузнецов М.И. - к.т.н.,   академик РАЕН, вице-президент, директор НП "Союз развития наукоградов России», Пивоваров Ю.С. - академик РАН, директор ИНИОН РАН, Попова Е.В. - к.э.н., руководитель Межведомственной рабочей группы по совершенствованию законодательства РФ в области новых направлений научно-технической и инновационной деятельности при Администрации Президента РФ, помощник Руководителя Администрации Президента РФ, Чернышов А.Г. - д.полит.н., профессор, ректор Государственной академии инноваций.

Первые четыре конференции «Информационно-аналитическая деятельность в России: состояние и перспективы» (20-21 мая 2004 г.), «Информационно-аналитическое обеспечение стратегического управления: теория и практика» (19-20 мая 2005 г.) «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ» (31 мая – 1 июня 2007 г.), «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, приоритетных национальных проектов и программ» (21–22 мая 2008 года) вызвали большой интерес у огромного числа специалистов, представителей органов государственной власти и управления. Материалы этих конференций опубликованы и доведены до заинтересованных организаций.

Цель данной конференции – содействие становлению стратегического общественно-государственного партнерства, принимающего на себя значительную часть ответственности за темпы, результаты и перспективы инновационного и технологического развития России, обеспечение заинтересованного и результативного взаимодействия экспертного сообщества, органов государственной власти и управления, бизнес-структур, профильных организаций системы образования, общественных, политических организаций и СМИ по ключевым проблемам инновационного и технологического развития России.

Состав участников: на конференцию приглашаются ведущие специалисты в области научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения национального стратегического проектирования, работники органов государственной власти и управления, ответственные за разработку и реализацию стратегий, приоритетных проектов и программ инновационного и технологического развития на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, заинтересованные представители бизнес-структур, политических партий и общественных организаций, средств массовой информации, участники Клуба субъектов инновационного и технологического развития.

Основные проблемы, предлагаемые для обсуждения на конференции:

               XXI век – стратегия для России.

- ценностные ориентиры национального стратегического проектирования;

- система национальных интересов как основа национального стратегического проектирования;

- национальное стратегическое проектирование в системе государственного управления;

- стратегическое позиционирование России в развивающемся глобальном пространстве конкуренции и сотрудничества;

-   стратегия инновационного развития: ресурсные основания и управленческие решения;

-   реальные и проектируемые механизмы обеспечения национальной конкурентоспособности;

-   развитие современного инструментария выбора приоритетов, разработки и реализации стратегий в области инновационного и технологического развития;

-   роль долгосрочных прогнозов в выборе приоритетов инновационного и технологического развития. Долгосрочный прогноз как перманентно конструируемое видение образа будущего;

-   промышленная политика как основа системной модернизации экономики России;

-   энергосектор России: приоритеты инновационного и технологического развития;

-   технологическая конкурентоспособность в XXI веке;

-   роль инновационного и технологического развития в обеспечении национальной безопасности России;

-   ориентация экономики на воспроизводимые интеллектуальные ресурсы;

-   механизмы наращивания доли продукции с высокой добавленной стоимостью в ВВП России;

-   потенциал международного инновационного и научно-технического сотрудничества в реализации национальных интересов России;

-   перспективы сотрудничества с соотечественниками за рубежом по проблемам инновационного и технологического сотрудничества:

-   несырьевая и инновационная экономика как условие сохранения субъектности страны в условиях глобализации и происходящих глобальных кризисов.

Инновационное и технологическое развитие в стратегическом национально-государственном проектировании

-   инновационные процессы в России: масштабы, качество, факторы;

-   долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование динамики инноваций и технологического развития;

-   приоритеты инновационного технологического прорыва и перспективные рыночные ниши;

-   экономические потребности и динамика технологического развития;

-   конкурентоспособность и инновационная активность государств: анализ международных рейтингов и индикаторов;

-   мобильность производственных ресурсов и инновационная экономика;

-   социальные аспекты инновационной деятельности;

-   человеческий капитал и концепция глобальных инновационных сетей;

-   технологический прогресс и рост малых предприятий;

-   инновационный потенциал молодежи;

-   зарубежный опыт повышения конкурентоспособности и возможности его использования в российских условиях.

- научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение организации инновационной деятельности как комплексная проблема (финансирование, кадры, управление, статистика, организационные формы и т.д.);

- технологические инновации в стратегии развития общества;

- инновационные социальные технологии как ресурс повышения результативности стратегического развития и повышения эффективности управления государственными стратегиями;

-   научная, информационная и инновационная политика как компонент системы стратегического управления, обеспечения социально-экономического и культурного развития;

-   системы менеджмента качества в инновационном и технологическом развитии;

- проблемы экспертно-аналитического обеспечения формирования национальной инновационной системы;

- организация информационно-аналитического и экспертного обеспечения управления инновационными процессами.

Наука – Образование – Инновации

- инновационный потенциал общества знания;

- приоритетная роль фундаментального образования и науки в процессах формирования инновационной экономики и общества, основанного на знаниях и интеллекте;

- наука и инновационное развитие; преодоление отчуждения научного знания;

- трансформация знаний в технологии;

- продуктивность знаний и конкурентоспособность;

- практическое использование научных результатов в реальном секторе экономики, с целью повышения конкурентоспособности нашей страны, качества жизни российских граждан и обеспечения национальной безопасности;

- интеграция науки и образования;

- приоритеты в модернизации российского образования, определяемые задачами инновационного и технологического развития;

- представленность темы «Технологии и общество» в начальной и средней школе;

- перспективы возрождения профтехобразования;

- воспроизводство кадрового потенциала науки и инновационной сферы;

- обеспечение экономики квалифицированными кадрами, соответствующими реальным запросам инновационного и технологического развития;

- национальные исследовательские центры РФ: состояние и перспективы развития;

- проблемы квантификации и измерения затрат и результатов деятельности научных организаций.

Конкурентоспособность и инновационное развитие городов и регионов

- стратегии промышленного и инновационного развития городов и регионов;

- управление инновационным развитием в регионах и городах; проекты и программы инновационного развития регионов и городов России;

- инновационное развитие Русского Севера;

- кластеры конкурентоспособности;

- сетевые технологии обеспечения региональной и муниципальной конкурентоспособности;

- обучающийся город;

- ответственность региональных и муниципальных органов власти за темпы, результаты и перспективы инновационного и технологического развития;

- роль и место молодежи в инновационном развитии городов и регионов;

- научно-методологические основы мониторинга и системы индикаторов инновационного и технологического развития регионов и городов.

Приоритетные национальные проекты, программы и стратегические задачи инновационного и технологического развития России

- формирование национальных стандартов результативности и инновационности в ходе реализации приоритетных проектов и программ;

- инновационные и технологические составляющие приоритетных национальных программ и проектов;

- целевые индикаторы в оценке эффективности и мониторинге реализации приоритетных национальных проектов и программ;

- инновационное использование информационных технологий и современных средств коммуникации в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве и жилищном строительстве.

Качество власти и управления

- качество государственного управления и конкурентоспсобность российского государства;

- ответственность органов законодательной и исполнительной власти за повышение конкурентоспособности страны, за темпы результаты и перспективы инновационного и технологического развития;

- приоритетные задачи органов государственной власти и управления в формировании национальной инновационной системы;

- законодательные условия и ограничения научной и инновационной деятельности в России;

- государственно-управленческие факторы инновационного и технологического развития;

- роль государства, регионов и отраслей в разработке и реализации стратегии инновационного развития российской экономики;

- совершенствование системы научно-технического прогнозирования и планирования;

- приоритеты в развитии инфраструктуры инновационной деятельности;

- разработка эффективных механизмов государственно-частного партнерства;

- перспективы расширения объемов государственного и муниципального заказа на разработку инновационной продукции;

- задачи ресурсного обеспечения инновационного и технологического развития;

- кредитные и налогово-бюджетные механизмы, стимулирующие инновационное и технологическое развитие;

- приоритетные задачи государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса;

- инновации в управлении как ресурс национальной конкурентоспособности;

- координация, стимулирование и поддержка сетевой самоорганизации субъектов инновационного и технологического развития;

- стимулирование фундаментальных и прикладных исследований и реализуемых на их базе инновационных проектов, имеющих особую значимость для приоритетных областей социально-экономического развития;

- содействие системной интеграции инновационных проектов, развитию инновационных сетей и кластеров;

- содействие государства продвижению на внешние рынки наукоемких и инновационных продуктов и услуг российских предприятий;

- принципы и формы «электронного правительства»: российский и зарубежный опыт.

               Долгосрочные проекты и организация стратегического государственного управления: проблемы теории и методологии

- проблемы комплексного научного обеспечения стратегического программно-целевого планирования и управления и проектного подхода;

- методология разработки долгосрочных (20-25 лет) и сверхдолгосрочных (свыше 50 лет) государственных проектов (конкретность целей, учет ресурсов, оценка по результатам, системы аудита и контроля);

- методологические проблемы организации комплекса научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения управления стратегическими государственными проектами;

- способы обеспечения объективности и достоверности научных и экспертно-аналитических продуктов в области долгосрочного прогнозирования и проектирования;

- институциональное обеспечение системы многоуровнего стратегического планирования в России;

- теоретические вопросы управления территориями и отраслями, регионального и отраслевого стратегического планирования;

- научное и экспертно-аналитическое обеспечение национальной безопасности;

- научное обеспечение экономической безопасности национальных стратегических проектов;

- критерии оценки эффективности в национальном стратегическом планировании и проектировании;

- управление развитием как теоретическая основа стратегического проектирования;

- управление знанием и ключевыми сферами развития культуры (науки, образования, народонаселения, здравоохранения) как важнейший компонент стратегического проектирования и программно-целевого планирования.

Методы научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения стратегических государственных проектов и программ (процедуры целеполагания, выбора, формирования, нормативно-правового обеспечения, реализации, мониторинга, аудита и контроля исполнения)

- технологии и методы анализа, прогноза, планирования, разработки сценариев стратегических управленческих решений, практические методики аналитического и экспертного обеспечения стратегического управления;

- научные и экспертно-аналитические процедуры выбора, формирования, оценки эффективности реализации и контроля исполнения национальных проектов и программ, новые технологии оптимизации государственной и отраслевой политики;

- управление национальными проектами и программами на базе технологий электронного государства;

- перспективы использования в стратегическом проектировании систем и методов искусственного интеллекта;

- научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение формирования прогнозов и разработки вероятных сценариев развития;

-          аналитическое обеспечение ситуационных (оперативных) управленческих решений при реализации стратегий;

-  аналитическое обеспечение управления рисками, конфликтными и кризисными ситуациями;

-  мониторинг российского законодательства как направление научного и экспертно-аналитического обеспечения национальных проектов и программ;

- экспертно-аналитическое обеспечение процессов финансирования и страхования финансовых рисков в инновационной деятельности и технологическом развитии;

-  информационная безопасность, конкурентная разведка и другие специальные виды информационного обеспечения стратегического управления и проектирования;

-   развитие информационно-технического обеспечения в информационном обеспечении стратегического управления и безопасности в долгосрочной перспективе страны, регионов, отраслей и хозяйствующих субъектов.

Стратегическое проектирование на национальном и международном уровнях (по сферам национально-государственной деятельности)

- проблемы качества стратегического проектирования и управления;

- вертикальные системы управления стратегическими государственными проектами: федеральный, региональный, муниципальный уровни;

- научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение подготовки ведомственных «Докладов о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД)»;

- роль и место муниципальных программ (особенно малых и средних городов) в национальном стратегическом проектировании и инновационном развитии;

- координация федеральных и региональных стратегических проектов с отраслевыми проектами и проектами хозяйствующих субъектов (корпораций);

- ресурсные возможности и ограничения реалистичного стратегического проектирования;

- проблемы и перспективы разработки нормативной правовой базы и скоординированной системы законодательного регулирования стратегического прогнозирования и проектирования на федеральном, региональном, муниципальном, отраслевом, корпоративном уровнях и стратегической координации с другими странами и межгосударственными образованиями;

- научное и экспертно-консультативное обеспечение законодательной деятельности и правовой практики в управлении стратегией социально-экономического развития;

- научное и экспертно-аналитическое обеспечение разработки и реализации стратегических межгосударственных проектов в рамках СНГ, ШОС, БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), Российско-Индийских отношений, межгосударственных проектов в рамках других международных институтов и отношений;

- проблемы обеспечения системы управления, правовой базы, механизмов контроля и надзора за реализацией стратегических государственных проектов национальными, межгосударственными и международными институтами и средствами;

- подходы к оценке и минимизации рисков для России в системе межгосударственных отношений;

- международный и отечественный опыт развития систем научного обеспечения стратегических государственных проектов и программ, включая опыт Китая в организации управления национальным развитием, управлении крупными национальными проектами;

-  экспертно-аналитические аспекты формирования идеологии и технологий информационного противоборства;

-  отбор, подготовка и повышение квалификации экспертов и информационно-аналитических работников.

Методы формирования и обеспечения реализации стратегий в условиях кризисных ситуаций

- природа управляемых и самопроизвольных кризисных ситуаций в различных сферах жизни;

- влияние управляемости кризисов на их периодичность и глубину;

- научные представления о кризисах и их влиянии на тренды развития цивилизаций, народов, социально-экономических систем;

- противоречивость последствий кризисных ситуаций для социально-экономических, политических и культурных систем;

- научные и экспертные подходы к оценке финансово-экономических кризисов: проблемы теории, методологии, методов и практики;

- влияние характера социально-политической системы и типа административно-государственного управления на протекание кризиса в стране, сравнительный анализ кризиса в либерально-рыночных странах и странах с доминированием государственного управления (Китай, Венесуэла, Беларусь и др.);

- зарубежная наука и практика антикризисного регулирования;

- проблемы соотношения ситуативного и стратегического аспектов в системе антикризисного управления;

- научный подход к институционализации и организации системы государственного антикризисного управления (структуры, взаимодействия, инфраструктуры, кадры и т.д.);

- организационно-управленческие проблемы и решения в области научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения государственных антикризисных структур.

Координация деятельности и организация научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения стратегического государственного управления

- организационные формы научного и экспертно-аналитического сообщества в интеллектуальном обеспечении управления государственными стратегическими проектами;

- проблемы координации деятельности научных, экспертно-аналитических и информационных структур при интеллектуальном обеспечении государственного стратегического проектирования, планирования и управления;

- проблемы взаимодействия и координации уровней государственного стратегического проектирования (национальные приоритетные проекты, федеральные, региональные и отраслевые целевые программы);

- современные организационные формы межведомственной экспертизы при формировании и оценке долгосрочных стратегий;

- организация и координация взаимодействия лиц, принимающих решения, и представителей научно-экспертного сообщества, формирование государственной системы управления таким взаимодействием;

- создание системы управления государственными и отраслевыми информационными ресурсами как единой инфраструктуры научной и экспертно-аналитической деятельности.

Регламент работы конференции: 1-й день конференции (пленарное заседание Конференции и Клуба субъектов инновационного и технологического развития) – с 10.30 до 18.00, 2-й день конференции (работа секций) – с 10.00 до 17.30.

Ответственный за подготовку и проведение конференции от ИНИОН РАН - зав. Отделом научного сотрудничества В.И.Герасимов (тел.: (499) 128-57-80).

Участие в конференции бесплатное.

Заявки на участие в конференции (с пометкой «5_ИТР» с указанием предлагаемой темы выступления, ФИО (полностью), места работы и должности, ученой степени, ученого звания и контактных телефонов и/или электронной почты, факса) принимаются по электронной почте coop@inion.ruобязательной копией на адрес coopinion@mail.ru) до 14 мая 2009 года. Для желающих участвовать в работе конференции без выступления регистрация по указанной форме также обязательна. При этом просим указывать тему (или несколько тем), в обсуждении которых Вы заинтересованы. Программа конференции будет опубликована на сайтах http://www.rkpr.inion.ru/, http://www.rim.inion.ru/, http://www.inion.ru/.

Принимаются предложения на организацию специализированных секций, проведение тематических круглых столов и презентаций.

Материалы конференции будут изданы отдельным сборником, размещены на сайтах «Россия: ключевые проблемы и решения» (адрес сайта – http://www.rkpr.inion.ru/), «Россия и современный мир: перспективы развития и сотрудничества» (адрес сайта – http://www.rim.inion.ru/), отдельные материалы будут опубликованы в журналах «Власть», «Инновации», «Россия и современный мир».

Тексты докладов для опубликования в сборнике, оформленные в виде научных статей, в объеме от 10 до 30 тыс. знаков (с учетом пробелов) просим направлять на адрес coop@inion.ru (с обязательной копией на адрес coopinion@mail.ru) до 15 июля 2009 года (в период с 12.06 по 01.07.09 материалы просим не направлять). Формат страницы А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 12. Междустрочный интервал – полуторный. Отступ 1 строки абзаца – 1,25. Сноски – постраничные. Таблицы и рисунки встраиваются в текст статьи. При этом таблицы должны иметь заголовок, размещаемый над табличным полем, а рисунки – подрисуночные подписи. При использовании в статье нескольких таблиц и/или рисунков их нумерация обязательна.

Вниманию иногородних участников: транспортные расходы и расходы по проживанию в Москве несет направляющая сторона или сам участник.

Место проведения конференции - ИНИОН РАН, Нахимовский проспект 51/21 (ст. метро «Профсоюзная», выход из первого вагона от центра).

ОРГКОМИТЕТ

Опубліковано на сайті: 2009-04-16

2005-01-29:
02 лютого 2005 р., 10-00, УГІ, Наукові читання "Життя і творчість М.І.Туган-Барановського"

Другий тур.  Читання присвячені 140-річчю від дня народження М.І.Туган-Барановського

(Перший тур Читань відбувся в рамках днів науки в Києво-Могилянській академії 27 січня 2005 року)