Інновація - це історично безповоротна зміна способу виробництва речей.
Й. Шумпетер


М.І. Туган-Барановський

Й.А. Шумпетер

М.Д. Кондратьєв

Галерея видатних вчених

UA RU EN

Обращаем внимание на инновацию, созданную на данном сайте. Внизу главной страницы расположены графики,  которые в on line демонстрируют изменения цен на мировых рынках золота  и нефти, а также экономический календарь публикации в Интернете важных мировых экономических индексов 

 
Новини

Развитие инноваций требует государственного финансирования


 

В последние года понятие «инновации» стало повсеместно используемым термином. Мы определяем инновации как нововведения, которые привносят положительный экономический и социальный эффект, и которые могут быть как технологическими (продукт или технологический процесс), так и управленческими (бизнес-модель, метод управления). Инновации являются важной составляющей конкурентоспособности страны: они делают ее экономику эффективнее, повышают качество жизни ее граждан, поднимают престиж государства на международной арене. Вот почему важно понять, какие факторы обеспечивают развитие инноваций.

Инновация - это изобретение, перенесенное в практическую плоскость и создающее добавленную стоимость.

Является ли необходимой для развития инноваций государственная финансовая поддержка в различных формах, таких как субсидии и налоговые льготы, госзаказы и инвестиции, или госгарантии для кредитования? Для Украины этот вопрос сегодня особенно актуален, учитывая ограниченность ресурсов государственного бюджета и их, часто, неэффективное использование.

 

Аргументы «за»

Для реализации инновационных проектов требуются значительные  долгосрочные инвестиции в научные исследования и разработки. Необходимо, чтобы государство обеспечило первоначальную поддержку инновационным отраслям в условиях неразвитости рыночных механизмов долгосрочного финансирования и низкого внутреннего спроса на инновационную продукцию. Достигнув необходимого уровня развития, предприятия смогут на рыночных условиях конкурировать на международных рынках – так, как это делают сейчас днепропетровские ракетостроители. Потраченные деньги вернутся государству сторицей благодаря увеличению доли продукции с высокой добавленной стоимостью в ВВП страны. Кроме того, развитие инноваций при поддержке «невидимой руки» рынка потребует времени, в течение которого существующие в Украине инновационные наработки устареют. А Украина не может бросить на произвол судьбы такие высокотехнологичные отрасли, как авиастроение, в которых ещё сохранился значительный инновационный потенциал.

 

Сейчас привлечь долгосрочные финансовые ресурсы для развития рискованных инновационных проектов без государственной поддержки крайне сложно. Если же ждать пока в Украине сформируется рынок венчурного капитала, многие существующие наработке устареют.

История создания инновационных центров (science cities, technology parks и т.п.) доказывает, что значительная их часть сформировалась благодаря госпрограммам финансовой поддержки или госзаказу. Развитию известных инновационных аэрокосмических центров EADS во многом поспособствовало наличие финансирования научных исследований и заказов структурами Евросоюза, что обеспечило необходимый спрос на высокотехнологичную продукцию. Сейчас за счёт господдержки создаётся российский научно-технологический комплекс в Сколково, крупнейший проект по развитию инноваций на постсоветском пространстве.

Об успешности различных видов государственного финансового стимулирования инноваций свидетельствует международный опыт.

Аргументы «против»

Для развития инноваций, прежде всего, необходимо создать конкурентный рынок и благоприятный деловой климат для притока прямых иностранных инвестиций. Конкуренция будет стимулировать  предприятия постоянно совершенствоваться, внедряя новые эффективные технологии и операционные модели, иностранные компании принесут в страну передовые навыки, а также инновационную корпоративную культуру. В краткосрочном периоде это не приведет к массовым инвестициям в узкий ряд высокотехнологичных проектов, но  позволит высвободить инновационный  потенциал традиционных отраслей, таких как сельское хозяйство или строительство, способных дать гораздо более значительный экономический эффект (в последние годы доля украинских предприятий, внедряющих инновации стабильно низка, примерно 10%-11%).

 

Для реализации большей части украинского инновационного потенциала достаточно убрать существующие барьеры для ведения бизнеса -  остальное бизнес сделает сам.

Инновационные проекты в силу своей природы имеют высокую долю неопределенности: оценить вероятность успеха на ранних этапах крайне сложно. В случае государства, выбор наиболее перспективных инновационных проектов осложняется еще и отсутствием у бюрократического аппарата необходимых инвестиционных навыков, соответствующих систем мотивации и контроля.  В результате государство часто не в состоянии выбрать оптимальные с точки зрения общественного благосостояния проекты, что ведет к целому ряду негативных последствий. Во-первых, реализуемые с помощью государственной поддержки проекты не окупаются – ограниченные ресурсы тратятся впустую. Во-вторых, наличие высокой доли субъективности в принятии решений относительно того, какой проект финансировать ведет к искажению экономических стимулов: становится более важно продать проект государству, нежели чем создать востребованный на рынке продукт. Успешные конечные продукты могут создаваться бизнесом только в условиях конкурентной борьбы. Для того, чтобы инновации давали наибольший эффект, они должны иметь массовый и органический характер, точечное стимулирование отдельных проектов такого эффекта дать не способно.

Государственное финансирование приведет к

искажению рыночных стимулов и пустой трате денег налогоплательщиков.

Вопрос, необходима ли государственная финансовая поддержка для развития инноваций в Украине будет обсуждаться во время дебатов, который Фонд «Эффективное управление» проводит совместно с британской компанией Intelligence Squared вКиеве 16 сентября 2010 года.

 

Опубліковано на сайті: 2010-09-03

2019-02-01:
Почему у нас низкая ценность жизни и труда?
Участие ИЭЭ в телепередаче на канале "I-UA"
2018-02-19:
О выполнении положений Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом
Интервью И.Макаренко Первому деловому каналу
2006-12-28:
Материалы Форума Алушта-2006
полное собрание материалов XI  международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы  инновационного развития экономики» (Алушта 2006)
2005-09-28: