Інновація - це історично безповоротна зміна способу виробництва речей.
Й. Шумпетер


М.І. Туган-Барановський

Й.А. Шумпетер

М.Д. Кондратьєв

Галерея видатних вчених

UA RU EN

Обращаем внимание на инновацию, созданную на данном сайте. Внизу главной страницы расположены графики,  которые в on line демонстрируют изменения цен на мировых рынках золота  и нефти, а также экономический календарь публикации в Интернете важных мировых экономических индексов 

 
Публікації

Макаренко І.П.

Институциональные корни коррупции в Украине

Интервью для "Диалога"

Первоисточник публикации "Диалог"

При частичном или полном использовании данного материала ссылка на первоисточник публикации обязательна


Языческая природа нашего христианства сегодня формирует неформальную структуру общества

Каковы, на Ваш взгляд, основные причины коррупции (низкая зарплата госслужащих, "дыры" в законодательстве, бездействие антикоррупционых органов, др.)?

Корней коррупции у нас в Украине, на мой взгляд, достаточно много. Я их, без претензий на полноту изложения, разделил бы на три группы:

- исторические;

- институциональные;

- экономические.

Что Вы имеете в виду?

Во-первых, исторически украинская цивилизация более древняя, нежели, скажем, западноевропейская, ее становление в большей мере связано с подъемом греческой цивилизации. Период же становления европейской цивилизации пришелся на подъем и закат латинской (римской) цивилизации. Исторический период, на мой взгляд, имеет то значение, в какой степени он касается становления и развития христианства. Для «греческого» периода, более характерным институциональным полем является язычество, где, как известно, система ценностей в вертикали «жизнь человека - собственность -интеллектуальная собственность» не была такой актуальной, как для христианства.

Во-вторых, культура Киевской Руси коснулась христианского институционального поля значительно позднее Западной Европы, христианство к ней пришло извне, диффузионно, а не было сгенерировано изнутри, не выстрадано, как в Европе. В какой степени институциональные основы оставляют глубокий след в подсознании человека, в социальной и исторической памяти народа, в такой степени языческая природа нашего христианства сегодня формирует неформальную структуру общества. Мне кажется, что именно характер возникновения и проникновения в общественные отношения Христианства - этой эпохальной Инновации - наложил отпечаток на европейские, в том числе и украинские, архетипы. Кроме того, нельзя исключать и еще недавно действовавшие институциональные корни тоталитаризма.

В-третьих, экономические предпосылки. Рассмотрим исторический пример структурирования западноевропейского общества. Для его институциональной среды (европейской) более характерным является акцент на формировании гражданского общества. Помощь, человеку, ищущему свое место в обществе, породило институт меценатства, свобода человека, основанная не только на идее, сколько на свободе выбора, в основе которого лежит свобода финансового выбора. Однако, причины меценатства следует искать не только в благородстве, но и в экономической целесообразности, ведь дешевле помочь человеку найти свое место в обществе через гражданское общество, нежели бороться с ним, с вооруженным на торговых путях. Возможна ли была такая институциональная благородная инициатива, будь она не поддержана Христианством? Скорее всего - нет.

Отсюда - бюджеты самоуправления, право быть свободным - Магдебургское право, Швабское и Дрезденское зеркало и т.д. Честность, закрепляющая все это - иерархия и честь.

Но это относится к западным обществам. А что у нас?

У нас в Украине (и, кстати, в России) картина прямо противоположная. У нас, к сожалению, не существует свободы самоопределения в формате европейского гражданского общества: нет денег - нет свободы, а отсюда и нет свободы маневра финансами. Отсюда - бедность, порождающая новую бедность и коррупцию. В этих иных институциональных условиях получение денег общественной организацией (в отсутствие христианских основ чести) вовсе не обозначает обязательное использование их для достижения мощи (для языческого менталитета - нонсенс), эквивалентной созданию основ Магдебургского права. Тот же конкурс с получением званий «Человек года», который ни разу не сопровождался у нас в Украине перечислением заслуг номинанта в части создания института меценатства - поддержки молодежи, институтов и т.д. Но зато «человек князя» в полном соответствии с языческой логикой должен крепить «дружину князя». Так что сбор средств на укрепление его (князя) мощи для будущих баталий (в современных условиях - политических) - «благородное дело». Какая уж тут «коррупция»?

Получается, что украинская коррупция происходит от языческого менталитета нашего общества?

Именно. В постязыческом пространстве гражданское общество не формируется, общество в целом на его основе (гражданского общества) не структурируется. В этой среде, чтобы выжить, нужно прижаться к вертикали, построенной каким-либо «князем» и чем лучше вы себя «при князе» зарекомендовали, тем больше вы его обязаны «поддержать». Отсюда принципиально по-разному распределяются потоки денег и информации. В гражданском обществе деньги идут сверху вниз, а информация снизу вверх (какие проблемы нужно решить правителям, чтобы общество стало более слаженным). В языческо-тоталитарном - наоборот - деньги снизу вверх (для укрепления позиций «князя»), а информация сверху вниз (что должна делать «дружина» для своего дальнейшего укрепления).

Тогда, как можно бороться с коррупцией в нашем обществе?

В решении этой триединой проблемы коррупции исторически-институционально-экономической, как мне кажется, нет иных альтернатив, нежели стремление к европейским ценностям, основанным на Христианстве. Путь не простой, но курс, однажды взятый на европейскую интеграцию, на принятие европейских ценностей верный и все мы его должны поддержать.

Беседовала Оксана Гриценко

Опубліковано на сайті: 2006-09-17

Коментарі до цієї статті:

Додати новий коментар!

* – Поля обов'язкові для заповнення!

Ваше ім’я *:
Ваша e-mail адреса:
Ваше повідомлення *:
Введіть число *: