Інновація - це історично безповоротна зміна способу виробництва речей.
Й. Шумпетер


М.І. Туган-Барановський

Й.А. Шумпетер

М.Д. Кондратьєв

Галерея видатних вчених

UA RU EN

Обращаем внимание на инновацию, созданную на данном сайте. Внизу главной страницы расположены графики,  которые в on line демонстрируют изменения цен на мировых рынках золота  и нефти, а также экономический календарь публикации в Интернете важных мировых экономических индексов 

 
Публікації

Макаренко І.П.

Украина: разница между бюджетами 2006 и 2007 очень большая

Из интервью газете "Сегодня", № 213 к (2454) от 22.09.2006


Бюджет-2006 был выполнен на высоком профессиональном уровне, который был достигнут впервые за годы независимости и, вне всякого сомнения, огромная заслуга в этом министра Пинзеника. Ее смысл именно в исполнении, когда благодаря наведенному порядку, профессионализму, бюджет исполнялся по возрастающей без напряжения в экономической и социальной сферах даже в условиях падения темпов роста ВВП. Положительные практики, которые сформировались за 2005 год – это главное достижение Пинзеника и мы ему должны аплодировать за это, ибо единожды начатые положительные практики в экономической жизни остаются надолго, если не навсегда. Если мы не поблагодарим Пинзеника, в нашей истории может не будет того, что можно приятно вспомнить (без революционных надрывов).

 Проект бюджета-2007 также  отличается высоким профессионализмом для данного этапа становления государства. Пинзеник поднял бюджет (2006) на новый уровень финансовой культуры, упорядочив многие, экономические и финансовые отношения. Ему удалось решить хотя и не все, но многие задачи, особенно впечатляющи его достижения в социальной сфере. После этих успехов нужно говорить, - нынешний Пинзеник – это наше национальное достояние, - и только после этого переходить к критике, анализу, сравнениям и т.д.

Бюджет Азарова – бюджет развития. С детищем Пинзеника его сравнивать нельзя - они стоят на разных основах: Пинзеник ставил задачу минимизировать непроизводительные расходы в экономике, упорядочих их, а Азаров - задачу максимизировать доходы всех институциональных секторов экономики (не только сектора общегосударственного управления) путем реализации инвестиционных и инновационных национальных программ. Общий итог будет виден лишь через полтора-два года, чтобы эти два подхода можно было сравнивать и делать выводы о сильных и слабых сторонах бюджетных стратегий. Но если гипотетически предположить, что Азарову удастся идеально реализовать заложенную стратегическую линию на подъем экономики, то уже сегодня можно с полной уверенностью прогнозировать улучшение социальной сферы общества, ибо как правило подъем экономики на более высокий качественный технологический уровень выводит и на новый высокий уровень социальные стандарты. Иных путей роста стандартов в долговременной перспективе не существует.

 Поэтому, нужно отбросить «политэкономические водевили» и реально посмотреть на события. Украина заметно поднялась в своем развитии и очень хорошо, что она уже может себе позволить увеличение средств на "инвестиционно-инновационную" деятельность (25 млрд. грн.). Однако и не должно быть излишней самонадеянности. Перевод средств в производственную сферу автоматически подъема экономики и роста стандартов не дает. Здесь есть проблема и подходить к ее решению следует последовательно и взвешенно. Суть ее в том, что экономику следует разделять на традиционную  и инновационную.

Риски этой проблемы в том, что отдача от инвестиций, в случае стимулирования традиционных секторов, может оказаться недостаточной для покрытия жертв, на которые пошло общество и в таком случае эти статьи финансирования рискуют превратиться в механизм скрытого изъятия средств из Бюджета. Подчеркиваем, реализация этих рисков неизбежно возникает если инвестиции пойдут в традиционные отрасли экономики, отдача от которых естественно уже не может быть большой. И, наоборот, экономика уйдет по крутой траектории роста, если будут определены правильные инновационные приоритеты. А вот так как с определением этих приоритетов никто с экспертами не советуется, можно с уверенность говорить об опасениях за судьбу этой новой стратегии, рисках кризисов, ибо сейчас делается только видимость консультаций (с кулуарно определенными отдельными группами ученых и заинтересованных лиц). Безусловно, если эти риски возникнут, ожидаемой отдачи в социальной сфере от нового Бюджета и новой стратегии ожидать будет трудно.

 

Опубліковано на сайті: 2006-09-22

Коментарі до цієї статті: