Инновация - это исторически бесповоротное изменение способа производства вещей.
Й. Шумпетер


М.И. Туган-Барановский

Й.А. Шумпетер

Н.Д. Кондратьев

Галерея выдающихся ученых

UA RU EN

Обращаем внимание на инновацию, созданную на данном сайте. Внизу главной страницы расположены графики,  которые в on line демонстрируют изменения цен на мировых рынках золота  и нефти, а также экономический календарь публикации в Интернете важных мировых экономических индексов 

 
Публикации

Фиговский О.Л.

Какое образование должно обеспечивать технологическое перевооружение страны


О.Л. Фиговский, доктор технических наук, академик Европейской Академии Наук, президент Ассоциации изобретателей Израиля

(г. Хайфа, Израиль)


В статье приводятся суждения об организации образования на постсоветском пространстве, в частности в Украине, способной обеспечить технологическое ускорение, обосновывается необходимость фундаментального образования в университетах и школах, предлагаются конкретные способы увеличения эффективности образования в университетах. 

Начиная с некоторого времени, в СМИ особо активизировались высказывания об оптимальности образования. Авторами высказываний являются не только профессиональные педагоги, занимающиеся обучением молодежи, но и зачастую те, кто никогда в жизни не провел ни одного занятия ни со студентами, ни со школьниками. Так, например, экспертами в области высшего образования становятся лица, отчисленные из вузов, а экспертами в организации и содержании среднего образования оказываются “девочки из фейсбука". Основным источником информации для аудитории стал интернет, где аудитория черпает для себя знания из уст непрофессионалов. 

Суждений превеликое множество. Так в качестве ответов на запрос «об образовании» в системе Google появляется около 40 млн линков. Это число, прежде всего, характеризует величину интереса людей к вопросам официального получения знаний, определяющего жизненный путь молодых людей и, как следствие, место образованной молодежи в современном обществе и обществе будущего.

Тяжёлая ситуация сложилась и в Украине. Так проф. Вильям Задорский (г. Днепр) считает, что в Украине нарушились связи в синергетическом треугольнике "образование - наука - промышленность". Например,в химпроме. С одной стороны, практически не осталось ни одного эффективно работающего предприятия.  С другой, образование должно поставлять кадры для промышленности, которой уже почти не нет и с третьей - для науки. Вне этого синергетического треугольника, само по себе это задание становится неактуальным.   Поэтому система образования в сфере химпрома распалась. Учить студента фундаментальной науке стало бесполезно.   Как результат, большинство выпускников университетов, еще не сбежавших за границу, развозят на велосипедах в желтых ящиках за спиной   пиццу, напитки, лекарства и т.д. торгашам. Говорят, хорошо зарабатывают.   На лекциях, - говорит проф. В. Задорский,- у меня сидит или слушает по ZOOM поток студентов - 2-3 человека.  

Возникла острая потребность в специалистах, способных глубоко разбираться в предмете инженерного бизнеса (наукоемких продуктах и технологиях), системно анализировать отечественный и зарубежный рынки, комплексно решать вопросы управления производством и организациями различных форм собственности. То есть, потребовались специалисты нового типа, обладающие одновременно теоретическими знаниями и практическими навыками инженера, экономиста и менеджера. Кроме того, интернационализация бизнеса поставила  перед этими специалистами дополнительные задачи: свободное владение иностранными языками, основами внешнеэкономической деятельности. 

...

Всё чаще раздаюся голоса о необходимости создания новой системы образования и инвестиции в людей, ибо  технологии настолько быстро развиваются, что для соответствия им нужен "гибкий" человек. Такие люди будут способны быстро обучаться новой специальности, обладать хорошо развитыми softskills ("мягкими" навыками) и стрессоустойчивостью: "Когда ему за всю жизнь придется три или четыре раза сменить специальность, он должен быть готов к этому".  Противоречие между скоростью развития технологий и отставанием от них развития человека Греф считает ключевым в современной мировой экономике. Он убежден в росте проблемы структурной безработицы. Для выхода из ситуации нужно использовать ключевой тренд – персонализацию коммерческих услуг, здравоохранения, образования. Важно "Выращивание людей, способных очень гибко и быстро меняться к меняющегося мира" .

Благодаря википедии, ответим на вопрос: «Что такое гибкие навыки?»:  «Ги́бкие на́выки, часто (заимств. англ.) soft skills — комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами; так или иначе важных во всякой профессии. Гибкими считаются навыки критического мышления, решения задач, публичного выступления, делового общения, работы в команде, цифрового общения, организации деятельности, на которые также влияют уровень лидерских качеств, знания трудовой этики, дисциплины, чувство ответственности». 

Прочитав приведенное выше определение soft skillsмы можем сделать вывод о том, что «гибкие навыки» имеют очень мало общего с понятием «образование».Soft skills – это, прежде всего, воспитание личных лидерских качеств: 

— Бедный Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре, благодаря чему вошел в когорту великих математиков мира, не удовлетворяет требованиям к высочайшим профессионалам и является неудачником! 

К сожалению, сейчас в СМИ очень много пропагандируется слово УСПЕХ, который должен стать, по мнению вещающих в СМИ, основной целью молодежи. Зачастую в качестве главного критерия УСПЕХ-а молодым людям предлагают карьерный рост – лидерские качества — главное в  soft skills

— Но лидеры всегда есть и в дворовых хулиганских группах необразованных подростков. 

— Главными в воспитании должны быть не лидерские качества, а получение знаний, обеспечивающих высокий профессионализм молодого специалиста. 

Падение престижа образования сегодня наблюдается во всем мире, не только в Украине. Все больше молодых людей делают выбор в пользу онлайн-курсов. Невероятно выросла популярность таких образовательных платформ, как FutureLearn, Coursera и edX. Только за 2020-й "пандемический" год там зарегистрировались почти 32 миллиона новых пользователей со всего мира. В 2019 г. таких было лишь 14,3 миллиона.

Особую опасность представляет трансформация образования в строну изучения исключительно прикладных наук, только, якобы, обладая знаниями из которых можно достичь технологических прорывов. Это суждение не верно в корне. 

Приведем ниже описание другого вида наук – фундаментальных [Фундаментальная наука — Википедия (wikipedia.org)]. 

«Фундамента́льная нау́ка — область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальныенаучные исследования основополагающих явлений (в том числе и умопостигаемых) и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов, обусловленных ими; — затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, — служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности — детерминации идео- и формообразующей сущности предмета их изучения, — мироздания как такового во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальные. С точки зрения гносеологии (теории познания) фундаментальная наука доказывает познаваемость мира, обосновывает практическую целесообразность во взаимодействии наук, различных научных методов исследования естественных и гуманитарных наук. 

В задачи фундаментальной науки не входит скорая и непременная практическая реализация (тем не менее, перспективно — эпистемологически целесообразные), в чём и состоит коренное отличие её от утилитарной теоретической или прикладной науки, являющихся таковыми и по отношению к ней. Однако результаты фундаментальных изысканий находят и актуальное применение, постоянно корректируют развитие любой дисциплины, что вообще немыслимо без развития фундаментальных её разделов — любые открытия и технологии непременно опираются на положения фундаментальной науки по определению, а в случае противоречия с конвенциональными представлениями, не только стимулируют модификации таковых, — нуждающихся в фундаментальных исследованиях для полноценного понимания процессов и механизмов, лежащих в основе того или иного феномена, — дальнейшего совершенствования метода или принципа. Традиционно фундаментальные исследования соотносимы были с естествознанием, в то же время все формы научного познания опираются на системы обобщений, являющихся их основой; таким образом и все гуманитарные науки обладают или стремятся обладать аппаратом, способным охватить и сформулировать общие фундаментальные принципы исследований и методы их истолкования». 

Кончено, приведенное выше определение фундаментальных наук, взятое из Википедии, изобилует такими словесными оборотами, что не сразу можно понять то, о чем пишут его авторы. Поэтому постараемся сформулировать определение фундаментальных наук своими словами: «Фундаментальные науки открывают и исследуют общие закономерности окружающих явлений, позволяющие адаптировать результаты исследований к различным прикладным наукам и создавать конкретные принципиально новые технологии». 

Примерами фундаментальных наук являются математика, теоретическая физика, микробиология и т.д. 

Без изучения в вузах фундаментальных наук невозможно глубокое изучение и исследования, например, в нанотехнологиях, цифровых технологиях и т.д. Фундаментальные науки, как правило, носят стратегический характер и определяют развитие прикладных наук на 10-15 лет вперед. Поэтому их изучение позволяет студентам—будущим специалистам —заглянуть за горизонт и, в частности, прогнозировать возможные направления, на специальности по которым им придется переучиваться в будущем. 

Еще в 2020 году Олег Фиговский обращал пристальное внимание на необходимость изучения именно фундаментальных наук в провинциальных вузах и даже описал план конкретных очевидных действий для фундаментализации студенческих знаний без ущерба для прикладных наук. 

Процитируем небольшую часть этой статьи ниже. 

Учебная деятельность: 

1. На первых двух курсах бакалавриата большую часть учебных программ нужно посвятить фундаментальным наукам, так как, благодаря им, выпускник вуза сможет успешно при дальнейшем профессиональном переобучении в трудовой деятельности осваивать любые частные науки. 

2. При обучении в магистратуре и на 4-ом курсе бакалавриата необходимо внедрять большое количество индивидуальных образовательных траекторий по заявкам студентов (многие студенты работают в компаниях, поэтому они хорошо понимают то, какие предметы им нужны для профессиональной деятельности и могут стать ориентиром при определении тех дисциплин, которые нужно преподавать на факультетах). 

3. Плавное введение в учебный процесс он-лайн образования. На первых двух курсах бакалавриата занятия со студентами должны проводиться «вживую» преподавателями. На 3-ем курсе бакалавриата – 20% занятий в форме он-лайн, на 4-ом курсе бакалавриата и в магистратуре 40% учебных часов должны проводиться в форме он-лайн уроков. Введение он-лайн преподавания позволит, по крайней мере, снизить среднюю учебную нагрузку на преподавателей на 25% при сохранении неизменной заработной платы. В целях апробирования замены обычных курсов он-лайн курсами необходимо провести эксперименты в нескольких учебных студенческих группах вуза согласно специализациям факультетов. Можно, например, начать проведение экспериментальных занятий для отдельных групп на механико-математическом, химическом, биологическом, историко-политологическом факультетах и факультете современных иностранных языков и литературы. По результатам экспериментов можно будет оценить особенности эффективной замены обычных занятий на он-лайн занятия с учетом научного профиля факультетов. Разумное и осторожное введение он-лайн курсов в учебный процесс позволит минимизировать финансовые затраты при создании большого количества индивидуальных образовательных траекторий. 

4. Для создания он-лайн уроков необходимо структуре УНИВЕР-ТВ выдать задание на съемку фильмов с видеозаписями лекций преподавателей, к созданию фильмов подключить студентов кафедры журналистики в рамках выполнения ими курсовых и дипломных работ. 

Организация научной деятельности: 

1. Для восстановления научной преемственности поколений нужно создать структуру с ориентировочным названием УНИВЕРСИТЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК. В состав академии должны войти зрелые ученые-пенсионеры – кандидаты и доктора наук вуза, которые способны вести научную работы и которые способны подготовить себе научную замену. В обязанность каждого из пенсионеров нужно включить подготовку и обязательную защиту диссертаций двумя аспирантами за 3-4 года аспирантуры. Пенсионеры могут не вести учебные занятия, но получать небольшие доплаты как члены университетской академии. Аспиранты должны дать официальное обязательство после защиты диссертации отработать в академии, как минимум 4 года. Создание университетской академии позволит через 4 года выпустить 70-80 молодых кандидатов наук. 

2. Введение на каждом факультете обязательных научных семинаров. Необходимо также введение в вузе в целом обязательных междисциплинарных межфакультетских научных семинаров. При непосещении профессорско-преподавательским составом семинаров лишать профессорско-преподавательский состав премиальных выплат, устранять карьерный рост и ставить в отчетах невыполнение эффективного контракта с последствиями вплоть до увольнения. 

Организация деятельности СМИ вуза: 

1. В СМИ вуза, считая главной задачей качественное обучение студентов, широко освещать учебу отличников вуза. 

2. На сайте вуза создать страничку «Научные семинары университета», где отражать работу научных факультетских и межфакультетских университетских научных семинаров. 

Отметим то, что предложения о необходимости фундаментализации высшего образования О.Фиговский также озвучивал на  радиостанции ВЕСТИ-FM в программе «От трех до пяти» в одном из своих интервью Е.Я. Сатановскому в январе 2020 года. 

Фундаментализация образования касается не только высшей, но и общеобразовательной школы. 

Деградация преподавания фундаментальных наук в школе уже сейчас чувствуется даже в телевизионных и радиопередачах, не говоря об интернете. Так все журналисты, рассказывая о чем-либо и демонстрируя статистические данные, говорят: «Эти цифры показывают…». Но еще десять лет назад на уроках в первом классе учителя поясняли, что цифры – это значки «0», «1», …, «9», с помощью которых записываются числа – количественные величины. 

Возвращение школы к преподаванию фундаментального знания - это важнейшая задача, которая стоит в Украине.  В нынешнем году, Году фундаментальной науки (ЮНЕСКО) давайте позаботимся о том, чтобы фундаментальное знание, трудно показываемое, чтобы мы научились его показывать интересно. И давайте сосредоточимся на проблеме школьного знания. Но в конце концов, я думаю, что наше министерство просвещения все-таки вернет те часы, которые изъяты были на всякие мультики-фантики вместо того, чтобы заниматься действительно передачей такого фундаментального знания. По поводу высказываний, приведенных в начале настоящей статьи, о необходимости постоянного переучивания в жизни под разные специальности можно сказать то, что эффективное переучивание может обеспечить только наличие хороших фундаментальных знаний, полученных в вузе при прохождении студенческих курсов по первой выбранной в юности специальности. 

Таким образом, один и краткий вывод из всего написанного в статье, можно сделать такой: 

- Фундаментализация образования и в вузах, и общеобразовательных школах Украины крайне необходима и, более того, от прочности фундаментальных знаний, полученных в университете, зависит профессиональная успешность молодого человека в его всей дальнейшей жизни в стремительно технологически меняющемся мире.


Опубликовано на сайте: 2022-01-26

Комментарии к этой статье: