
Какое образование должно обеспечивать технологическое перевооружение страны
О.Л. Фиговский, доктор
технических наук, академик Европейской
Академии Наук, президент Ассоциации
изобретателей Израиля (г. Хайфа, Израиль) |
В статье приводятся суждения об организации образования на постсоветском пространстве, в частности в Украине, способной обеспечить технологическое ускорение, обосновывается необходимость фундаментального образования в университетах и школах, предлагаются конкретные способы увеличения эффективности образования в университетах.
Начиная с некоторого времени, в СМИ особо активизировались высказывания об оптимальности образования. Авторами высказываний являются не только профессиональные педагоги, занимающиеся обучением молодежи, но и зачастую те, кто никогда в жизни не провел ни одного занятия ни со студентами, ни со школьниками. Так, например, экспертами в области высшего образования становятся лица, отчисленные из вузов, а экспертами в организации и содержании среднего образования оказываются “девочки из фейсбука". Основным источником информации для аудитории стал интернет, где аудитория черпает для себя знания из уст непрофессионалов.
Суждений превеликое множество. Так в качестве ответов на запрос «об образовании» в системе Google появляется около 40 млн линков. Это число, прежде всего, характеризует величину интереса людей к вопросам официального получения знаний, определяющего жизненный путь молодых людей и, как следствие, место образованной молодежи в современном обществе и обществе будущего.
Тяжёлая ситуация сложилась и в Украине. Так проф. Вильям Задорский (г. Днепр) считает, что в Украине нарушились связи в синергетическом треугольнике "образование - наука - промышленность". Например,в химпроме. С одной стороны, практически не осталось ни одного эффективно работающего предприятия. С другой, образование должно поставлять кадры для промышленности, которой уже почти не нет и с третьей - для науки. Вне этого синергетического треугольника, само по себе это задание становится неактуальным. Поэтому система образования в сфере химпрома распалась. Учить студента фундаментальной науке стало бесполезно. Как результат, большинство выпускников университетов, еще не сбежавших за границу, развозят на велосипедах в желтых ящиках за спиной пиццу, напитки, лекарства и т.д. торгашам. Говорят, хорошо зарабатывают. На лекциях, - говорит проф. В. Задорский,- у меня сидит или слушает по ZOOM поток студентов - 2-3 человека.
Возникла острая потребность в специалистах, способных глубоко разбираться в предмете инженерного бизнеса (наукоемких продуктах и технологиях), системно анализировать отечественный и зарубежный рынки, комплексно решать вопросы управления производством и организациями различных форм собственности. То есть, потребовались специалисты нового типа, обладающие одновременно теоретическими знаниями и практическими навыками инженера, экономиста и менеджера. Кроме того, интернационализация бизнеса поставила перед этими специалистами дополнительные задачи: свободное владение иностранными языками, основами внешнеэкономической деятельности.
...
Всё чаще раздаюся голоса о необходимости создания новой системы образования и инвестиции в людей, ибо технологии настолько быстро развиваются, что для соответствия им нужен "гибкий" человек. Такие люди будут способны быстро обучаться новой специальности, обладать хорошо развитыми softskills ("мягкими" навыками) и стрессоустойчивостью: "Когда ему за всю жизнь придется три или четыре раза сменить специальность, он должен быть готов к этому". Противоречие между скоростью развития технологий и отставанием от них развития человека Греф считает ключевым в современной мировой экономике. Он убежден в росте проблемы структурной безработицы. Для выхода из ситуации нужно использовать ключевой тренд – персонализацию коммерческих услуг, здравоохранения, образования. Важно "Выращивание людей, способных очень гибко и быстро меняться к меняющегося мира" .
Благодаря википедии, ответим на вопрос: «Что такое гибкие навыки?»: «Ги́бкие на́выки, часто (заимств. англ.) soft skills — комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами; так или иначе важных во всякой профессии. Гибкими считаются навыки критического мышления, решения задач, публичного выступления, делового общения, работы в команде, цифрового общения, организации деятельности, на которые также влияют уровень лидерских качеств, знания трудовой этики, дисциплины, чувство ответственности».
Прочитав приведенное выше определение soft skillsмы можем сделать вывод о том, что «гибкие навыки» имеют очень мало общего с понятием «образование».Soft skills – это, прежде всего, воспитание личных лидерских качеств:
— Бедный Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре, благодаря чему вошел в когорту великих математиков мира, не удовлетворяет требованиям к высочайшим профессионалам и является неудачником!
К сожалению, сейчас в СМИ очень много пропагандируется слово УСПЕХ, который должен стать, по мнению вещающих в СМИ, основной целью молодежи. Зачастую в качестве главного критерия УСПЕХ-а молодым людям предлагают карьерный рост – лидерские качества — главное в soft skills.
— Но лидеры всегда есть и в дворовых хулиганских группах необразованных подростков.
— Главными в воспитании должны быть не лидерские качества, а получение знаний, обеспечивающих высокий профессионализм молодого специалиста.
Падение престижа образования сегодня наблюдается во всем мире, не только в Украине. Все больше молодых людей делают выбор в пользу онлайн-курсов. Невероятно выросла популярность таких образовательных платформ, как FutureLearn, Coursera и edX. Только за 2020-й "пандемический" год там зарегистрировались почти 32 миллиона новых пользователей со всего мира. В 2019 г. таких было лишь 14,3 миллиона.
Особую опасность представляет трансформация образования в строну изучения исключительно прикладных наук, только, якобы, обладая знаниями из которых можно достичь технологических прорывов. Это суждение не верно в корне.
Приведем ниже описание другого вида наук – фундаментальных [Фундаментальная наука — Википедия (wikipedia.org)].
«Фундамента́льная нау́ка — область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальныенаучные исследования основополагающих явлений (в том числе и умопостигаемых) и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов, обусловленных ими; — затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, — служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности — детерминации идео- и формообразующей сущности предмета их изучения, — мироздания как такового во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальные. С точки зрения гносеологии (теории познания) фундаментальная наука доказывает познаваемость мира, обосновывает практическую целесообразность во взаимодействии наук, различных научных методов исследования естественных и гуманитарных наук.
В задачи фундаментальной науки не входит скорая и непременная практическая реализация (тем не менее, перспективно — эпистемологически целесообразные), в чём и состоит коренное отличие её от утилитарной теоретической или прикладной науки, являющихся таковыми и по отношению к ней. Однако результаты фундаментальных изысканий находят и актуальное применение, постоянно корректируют развитие любой дисциплины, что вообще немыслимо без развития фундаментальных её разделов — любые открытия и технологии непременно опираются на положения фундаментальной науки по определению, а в случае противоречия с конвенциональными представлениями, не только стимулируют модификации таковых, — нуждающихся в фундаментальных исследованиях для полноценного понимания процессов и механизмов, лежащих в основе того или иного феномена, — дальнейшего совершенствования метода или принципа. Традиционно фундаментальные исследования соотносимы были с естествознанием, в то же время все формы научного познания опираются на системы обобщений, являющихся их основой; таким образом и все гуманитарные науки обладают или стремятся обладать аппаратом, способным охватить и сформулировать общие фундаментальные принципы исследований и методы их истолкования».
Кончено, приведенное выше определение фундаментальных наук, взятое из Википедии, изобилует такими словесными оборотами, что не сразу можно понять то, о чем пишут его авторы. Поэтому постараемся сформулировать определение фундаментальных наук своими словами: «Фундаментальные науки открывают и исследуют общие закономерности окружающих явлений, позволяющие адаптировать результаты исследований к различным прикладным наукам и создавать конкретные принципиально новые технологии».
Примерами фундаментальных наук являются математика, теоретическая физика, микробиология и т.д.
Без изучения в вузах фундаментальных наук невозможно глубокое изучение и исследования, например, в нанотехнологиях, цифровых технологиях и т.д. Фундаментальные науки, как правило, носят стратегический характер и определяют развитие прикладных наук на 10-15 лет вперед. Поэтому их изучение позволяет студентам—будущим специалистам —заглянуть за горизонт и, в частности, прогнозировать возможные направления, на специальности по которым им придется переучиваться в будущем.
Еще в 2020 году Олег Фиговский обращал пристальное внимание на необходимость изучения именно фундаментальных наук в провинциальных вузах и даже описал план конкретных очевидных действий для фундаментализации студенческих знаний без ущерба для прикладных наук.
Процитируем небольшую часть этой статьи ниже.
Учебная деятельность:
1. На первых двух курсах бакалавриата большую часть учебных программ нужно посвятить фундаментальным наукам, так как, благодаря им, выпускник вуза сможет успешно при дальнейшем профессиональном переобучении в трудовой деятельности осваивать любые частные науки.
2. При обучении в магистратуре и на 4-ом курсе бакалавриата необходимо внедрять большое количество индивидуальных образовательных траекторий по заявкам студентов (многие студенты работают в компаниях, поэтому они хорошо понимают то, какие предметы им нужны для профессиональной деятельности и могут стать ориентиром при определении тех дисциплин, которые нужно преподавать на факультетах).
3. Плавное введение в учебный процесс он-лайн образования. На первых двух курсах бакалавриата занятия со студентами должны проводиться «вживую» преподавателями. На 3-ем курсе бакалавриата – 20% занятий в форме он-лайн, на 4-ом курсе бакалавриата и в магистратуре 40% учебных часов должны проводиться в форме он-лайн уроков. Введение он-лайн преподавания позволит, по крайней мере, снизить среднюю учебную нагрузку на преподавателей на 25% при сохранении неизменной заработной платы. В целях апробирования замены обычных курсов он-лайн курсами необходимо провести эксперименты в нескольких учебных студенческих группах вуза согласно специализациям факультетов. Можно, например, начать проведение экспериментальных занятий для отдельных групп на механико-математическом, химическом, биологическом, историко-политологическом факультетах и факультете современных иностранных языков и литературы. По результатам экспериментов можно будет оценить особенности эффективной замены обычных занятий на он-лайн занятия с учетом научного профиля факультетов. Разумное и осторожное введение он-лайн курсов в учебный процесс позволит минимизировать финансовые затраты при создании большого количества индивидуальных образовательных траекторий.
4. Для создания он-лайн уроков необходимо структуре УНИВЕР-ТВ выдать задание на съемку фильмов с видеозаписями лекций преподавателей, к созданию фильмов подключить студентов кафедры журналистики в рамках выполнения ими курсовых и дипломных работ.
Организация научной деятельности:
1. Для восстановления научной преемственности поколений нужно создать структуру с ориентировочным названием УНИВЕРСИТЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК. В состав академии должны войти зрелые ученые-пенсионеры – кандидаты и доктора наук вуза, которые способны вести научную работы и которые способны подготовить себе научную замену. В обязанность каждого из пенсионеров нужно включить подготовку и обязательную защиту диссертаций двумя аспирантами за 3-4 года аспирантуры. Пенсионеры могут не вести учебные занятия, но получать небольшие доплаты как члены университетской академии. Аспиранты должны дать официальное обязательство после защиты диссертации отработать в академии, как минимум 4 года. Создание университетской академии позволит через 4 года выпустить 70-80 молодых кандидатов наук.
2. Введение на каждом факультете обязательных научных семинаров. Необходимо также введение в вузе в целом обязательных междисциплинарных межфакультетских научных семинаров. При непосещении профессорско-преподавательским составом семинаров лишать профессорско-преподавательский состав премиальных выплат, устранять карьерный рост и ставить в отчетах невыполнение эффективного контракта с последствиями вплоть до увольнения.
Организация деятельности СМИ вуза:
1. В СМИ вуза, считая главной задачей качественное обучение студентов, широко освещать учебу отличников вуза.
2. На сайте вуза создать страничку «Научные семинары университета», где отражать работу научных факультетских и межфакультетских университетских научных семинаров.
Отметим то, что предложения о необходимости фундаментализации высшего образования О.Фиговский также озвучивал на радиостанции ВЕСТИ-FM в программе «От трех до пяти» в одном из своих интервью Е.Я. Сатановскому в январе 2020 года.
Фундаментализация образования касается не только высшей, но и общеобразовательной школы.
Деградация преподавания фундаментальных наук в школе уже сейчас чувствуется даже в телевизионных и радиопередачах, не говоря об интернете. Так все журналисты, рассказывая о чем-либо и демонстрируя статистические данные, говорят: «Эти цифры показывают…». Но еще десять лет назад на уроках в первом классе учителя поясняли, что цифры – это значки «0», «1», …, «9», с помощью которых записываются числа – количественные величины.
Возвращение школы к преподаванию фундаментального знания - это важнейшая задача, которая стоит в Украине. В нынешнем году, Году фундаментальной науки (ЮНЕСКО) давайте позаботимся о том, чтобы фундаментальное знание, трудно показываемое, чтобы мы научились его показывать интересно. И давайте сосредоточимся на проблеме школьного знания. Но в конце концов, я думаю, что наше министерство просвещения все-таки вернет те часы, которые изъяты были на всякие мультики-фантики вместо того, чтобы заниматься действительно передачей такого фундаментального знания. По поводу высказываний, приведенных в начале настоящей статьи, о необходимости постоянного переучивания в жизни под разные специальности можно сказать то, что эффективное переучивание может обеспечить только наличие хороших фундаментальных знаний, полученных в вузе при прохождении студенческих курсов по первой выбранной в юности специальности.
Таким образом, один и краткий вывод из всего написанного в статье, можно сделать такой:
- Фундаментализация образования и в вузах, и общеобразовательных школах Украины крайне необходима и, более того, от прочности фундаментальных знаний, полученных в университете, зависит профессиональная успешность молодого человека в его всей дальнейшей жизни в стремительно технологически меняющемся мире.
Опубліковано на сайті: 2022-01-26
Коментарі до цієї статті: