Негосударственной неправительственной организацией Project On Government Oversight (POGO), которая занимается надзором за деятельностью правительства, поставлена под сомнение независимость и объективность Комиссии по ценным бумагам и биржам. В результате независимого расследования было выяснено, что с 2006 года более 200 сотрудников покинули регулятор фондовых рынков, устроившись при этом в частные компании, которые до этого они проверяли. В течение этого времени бывшие эксперты SEC на стороне новых работодателей выступали в 800 рассматриваемых регулятором делах. Работа Комиссии по ценным бумагам и биржам не впервые вызывает нарекания.
Securities and Exchange Commission – SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам) была создана для регулирования финансовых операций во времена «Великой депрессии», в 1934 году. Таким образом Конгресс США рассчитывал вернуть инвесторам доверие к фондовому рынку с помощью независимого агентства. Функции SEC, в принципе, с тех пор оставались неизмены. Комиссия рассматривает деятельность компаний с точки зрения соблюдения семи основных законов, которые регулируют обращение в США ценных бумаг, и имеет право инициировать возбуждение административных и уголовных дел.
Круговорот финансистов
Текущий финансовый кризис, вызвавший ассоциации с депрессией 1929 года в США, послужил причиной череды банкротств и активизировал SEC. POGO решила расследовать деятельность SEC за несколько последних лет. В результате этого расследования оказалось что из штата регулятора с 2006 по 2010 года 219 человек устроились на работу в организации, которые инспектировались SEC. Особенно отмечается факт удивительно сжатых сроков устройства на работу бывших сотрудников SEC в частные компании. Например некий Мэтью Беллер (Matthew A. Beller) был принят на работу в GPS Partners всего через 2 дня после увольнения его с государственной службы. За последние пять лет услуги бывших сотрудников SEC оказались востребованы 131 компанией.
Таким образом, расследование POGO обнаружило неформальную и достаточно устойчивую связь между SEC и теми компаниями, которые SEC анализирует. Еще одна устойчивая схема такова: сотрудники проверяемых компаний и институтов поступают на работу в регулятор, для того чтобы повысить свою квалификацию и завести необходимые связи, возвращаясь затем в свою компанию. Работать в государственной структуре, да еще и получать зарплату, гораздо выгоднее чем оплачивать очередной MBA в Гарварде.
Так же POGO отмечает наличие обратных ситуаций, когда бывшие служащие финансовых компаний устраиваются в государственный регулятор. Но и это вызывает недовольство критиков SEC. Последние считают, что бывших финансистов не существует и старые связи всегда используются во время проверок.
Директор POGO Ник Швелленбах (Nick Schwellenbach) считает «круговорот» сотрудников в SEC влиянием на объективность проводимых проверок в частности и снижением рвения регулятора вообще заводить новые расследования. POGO представила ряд предложений для упрощения и ужесточения правил приема бывших сотрудников финансовых регуляторов на работу в частные компании, и введения более строгих ограничений приема на работу соискателей из контролируемых отраслей.
Комиссия по ценным бумагам и биржам подвергается различного рода проверкам не в первый раз. В 2010 году было выяснено, что высшее руководство SEC проводит рабочее время за просмотром порнографии. При этом удивителен был не сам факт подобного времяпрепровождения, а его размах. С одного из государственных компьютеров к порносайтам обращались 1800 раз за 17 дней. После обнародования этого факта сам регулятор начал внутреннее расследование.
Оказалось, что к порнографическому контенту обращалось 33 сотрудника SEC. Один из менеджеров SEC записал даже небольшую видеотеку, на которую по собственным признаниям тратил по 8 часов в день.
С одной стороны для компании со штатом в 3,5 тысячи человек, три десятка нарушителя – это не так уж и немного. С другой стороны, если эту цифру сравнивать с количеством топ-менеджеров SEC, а именно к ним и принадлежало большинство любителей «клубнички» , то это уже восьмая часть руководства, которая слияниям и поглощениям компаний, за интерес к которым и получала государственные деньги предпочитала слияние несколько иного плана.
При этом за порноскандалом увольнений не последовало. 8 человек уволились по собственному желанию, прочие были отстранены на некоторое время от работы, или отделались выговорами.
За год до порноскандала к SEC проявляло интерес и ФБР. Одной из основных задач регулятора является обнаружение фактов использования инсайдерской информации при сделках на фондовых рынках. При этом юристы компании, занимавшиеся этими вопросами, сами использовали частную информацию, покупая и продавая ценные бумаги для собственной выгоды.
Согласно материалам ФБР, два сотрудника Комиссии работали параллельно в «крупной финансовой компании». За два года один из задержанных успел совершить 247 сделок с ценными бумагами, второй – 14. При оклад юриста в SEC на тот момент составлял более 150 тысяч долларов в год – весьма приличная сумма для большинства граждан США. Однако искушение, связанное с многомиллиардными сделками, по всей видимости оказалось выше благоразумия.
Вышеперечисленные события хоть и бросают тень на репутацию регулятора, но все же не идут ни в какое сравнение с ущербом, нанесенным SEC пирамидой Бернарда Мейдоффа. 40 лет Мейдофф строил самую крупную финансовую пирамиду в мире под носом у комиссии. Фонд Madoff Securities в 2008 году объявил себя банкротом, а убытки инвесторов сам Мейдофф оценил в 50-60 миллиардов долларов.
16 лет Комиссия неоднократно проверяла фонд, как самостоятельно, так и совместно с другими регуляторами, но ни одна проверка не сумела обнаружить того, что Мейдофф оперировал несуществующими деньгами. Когда мошенническое содержание схемы Мейдоффа было раскрыто, SEC организовала внутреннее расследование и призналась, что в ходе предыдущих проверок Madoff Securities были допущены критические ошибки, и очевидные нарушения, почему-то, не были обнаружены.
После этого скандала некоторые СМИ приводили информацию о личных отношениях финансиста с руководителями государственных комиссий. Долгое время Мейдофф возглавлял Nasdaq – одну из крупнейших торговых площадок США, а так же выступал советником по вопросам электронной торговли.
Реакция на доклад POGO оказалась предсказуемой. Критики SEC, в том числе и среди сенаторов США, высказали свою озабоченность фактом влиянием частного бизнеса на работу регулятора, сожалея, что за последнее время ситуация только ухудшилась. Сенатор Чарльз Грасли (Charles Grassley) выступил с предложением сделать информацию о места работы бывших сотрудников SEC общедоступной, что должно помочь решить некоторые «этические» проблемы, возникающие с проверкой регулятором частных компаний.
Защитники же SEC считают переход специалистов из государственного сектора в частный и обратно вполне естественным. Профессор Бруклинской юридической школы, при этом бывший сотрудник SEC Роберта Кармел (Roberta Karmel) считает, что госслужба является лучшим способом получения необходимого частным компаниям опыта.
Объективность регулирования финансового сектора государством на фоне финансового кризиса становится одной из самых острых тем в США. А в связи с тесной взаимосвязью регулирующих и регулируемых сложившаяся ситуация простого разрешения не имеет. Поэтому рекомендации POGO по ужесточению правил отбора сотрудников в государственный регулятор и открытость информации о бывших сотрудниках регулятора могут сделать его работу более прозрачной и вернуть к ней доверие.