
Еволюція економічних систем (рос. мовою)
Еволюція економічних систем / И. И. Лукінов. — М.: ЗАТ «Видавництво «Економіка», 2002. — 567 с. — (Російські академіки про економіку).
ISBN 5-282-02193-5
У книзі узагальнені результати проведених автором за останні роки досліджень по вирішальних соціально-економічних трансформаціях, які відбуваються в Україні, Росії й інших країнах євразійського простору в контексті загальносвітових процесів. У ній відбиті результати політико-економічних досліджень нової економічної стратегії, виявлені причини загострення кризових явищ. Визначено шляхи їхнього подолання. Особлива увага приділена рішенню проблем ефективного державного й ринкового регулювання, антиінфляційних перетворень, структурної й регіональної політики, взаємовигідних зовнішньоекономічних зв'язків.
Книга розрахована на широке коло читачів, що цікавляться економічними трансформаціями, на викладачів і студентів вузів економічного профілю, економістів, політиків, що працюють в органах державної влади, а також підприємців.
УДК 338.22(4+5) ББК65.6
СОДЕРЖАНИЕ
Об авторе.................................................................................................................... 7
Предисловие................................................................................................................ 9
Введение ................................................................................................................ Ц
Часть I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Раздел 1. Теоретические основы стратегии экономического
развития........................................................................................................ 21
Новая социально-экономическая парадигма..................................... 21
Потребность в повой стратегами и ее содержание........................... 33
Социализм или капитализм?........................................................................ 41
Этапы и характер осуществления трансформационной стратегии . 50
Характер и причины кризисных явлений............................................. 57
Особенности экономической ситуации в Украине............................ 62
Обострение промышленного кризиса ................................................ 66
Кризисные явления в аграрно-продовольственной сфере............... 70
Нужны принципиально новые подходы............................................... 72
Некоторые направления курса рыночных реформ........................... 76
Условия политики экономических сдвигов.......................................... 79
К основе экономической безопасности................................................ 85
Экономическое содержание модели переходного периода........... 92
Раздел 2. Трансформации в контексте мирового развития.............. 101
Тенденции структурных и качественных изменений. Противо
борство интеграционных и дезимтеграционных процессов . . ... 102
Роль крупного бизнеса в мировом прогрессе. Причины неравно
мерного развития и нестабильности системы ................................ 106
Новый вариант парадигмы реформ российской экономики ... ПО
Причины неудач трансформации на начальных этапах............. 114
Оценки иностранными учеными-экономистами рыночных
реформ в странах евразийского континента................................. 121
Исследования группы «Андженда»..................................................... 124
Исследования американских и российских ученых....................... 128
Часть II
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
Раздел 3. Рыночные реформы и регулирующие механизмы......... 149
Из опыта экономически развитых стран........................................... 149
Цивилизованно осуществлять разгосударствление и приватиза
цию ........................................................................................................... 153
Корректирование валютпо-финапсовой и кредитной политики . 161
Управление экономическими реформами......................................... 170
Что в современную эпоху регулирует рынок и что государство . 178
Ценовая политика и законы рыночной среды................................. 182
Введение инфляционной политики....................................................... 187
Ценовой взрыв и его последствия.......................................................... 192
Влияние государства на движение цен.............................................. 198
Механизм регулирования в инвестиционной политике................ 203
Раздел 4. Структурная политика и макроструктурные
приоритеты..................................................................................................... 210
Структурообразующие процессы в экономической трансформа
ции и методы их познания ............................................................... 210
Структурное реформирование............................................................. 217
Структурные изменения в производстве потребительских това
ров .......................................................................................................... 227
Тенденции и изменения в аграрной структуре................................ 232
Инвестиционная политика в структурообразовании.................... 237
Макроструктурные приоритеты.......................................................... 244
Концептуальные подходы....................................................................... 247
Современные приоритеты в структуре украинской экономики . 253
Производство, экспорт и импорт энергоносителей.......................... 259
Некоторые направления преодоления энергетического кризиса 264
Место Украины в мировом энергопотреблении . ........................... 278
Раздел 5. Агропромышленная политика в макроструктурных при
оритетах ..................................................................................................... 284
Причины трудностей осуществления агропродовольственного
курса реформ......................................................................................... 284
Тенденции изменений в производстве и потреблении сельскохо
зяйственных продуктов....................................................................... 294
Торможение перехода к цивилизованному рынку и развитию
перерабатывающей промышленности........................................... 304
Регулирующие рыночные и государственные механизмы агро
бизнеса ........................................................................................................ 310
К методологии и методам поддержания ценового паритета . . . 320
Действие других регулирующих факторов....................................... 328
Состояние и перспективы материально-технического обеспече
ния сельского хозяйства ..................................................................... 331
Раздел 6. Приоритетная политика государства в технологических
преобразованиях .................................................................................. 339
Взаимосвязь между технологическими и общественно-экономи
ческими изменениями........................................................................... 340
Инвестиции. Причины и тенденции их сокращения....................... 342
Наука в технологическом прогрессе ................................................. 348
Поиски реальных источников прогресса............................................ 354
Первоочередное развитие высокотехнологических отраслей . . 361
Активизация инвестиционной деятельности...................................... 367
Стратегические направления и механизм инвестиционного со
вершенствования .................................................................................. 370
Часть III
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Раздел 7. Социальная переориентация экономики переходного
периода с отношениями внутренних и внешних рынков...... 375
Концепция региональной политики ................................................. 388
Научные основы регионального развития и принципы регио
нальной политики .............................................................................. 397
Трансформация региональных структур в системе интеграцион
ных связей ............................................................................................ 402
Аграрный аспект регионализации....................................................... 406
Региональная научно-техническая политика.................................. 410
Особенности регулирования занятости в регионах....................... 412
Причины сдерживания и направления развития регионального
предпринимательства.......................................................................... 416
Развитие городских и сельских поселений в системе экологичес
кой безопасности.................................................................................... 420
Основные принципы формирования свободных экономических
зон ............................................................................................................ 422
Поиски стратегического партнерства.................................................. 431
Украинско-российские экономические связи .................................. 433
Украина и Европейский союз в экономическом сотрудничестве 443
Интересы и потенциалы Украины в развитии партнерских взаи
моотношений со странами Центральной Азии и Кавказа .... 450
Постсоциалистический кризис............................................................. 455
Изменения в трансформационных процессах.................................. 458
Гарантии экономической безопасности государства................... 465
Активизация созидательной деятельности....................................... 471
Концептуальные основы перехода к созидательной политике . . 477
Регулирующие функции рыночных моделей...................................... 482
Сложность рыночных трансформаций, их идеалы и движение
назад........................................................................................................... 487
Понятие спекулятивной и предпринимательской деятельности . 490
К какому же рынку идти?....................................................................... 493
От теории к реализации рыночных программ.................................... 496
Деньги и цены ......................................................................................... 502
Наращивание товарного производства............................................... 506
Изменения результативности ведения хозяйства Украины в
контексте общемировых тенденций................................................ 510
Экономическая мысль и политика в кризисных ситуациях . ... 519
Переход к стабильному развитию....................................................... 535
Послесловие....................................................................................................... 550
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее и будущее социально-экономических преобразований всегда связаны с объективной необходимостью преодоления живучих застарелых догм и стереотипов мышления прошлого и обстоятельной разработки новой теоретической базы, научных концепций будущего прогресса как надежного фундамента стратегии и тактики общегосударственной политики. Именно она ориентирует и диктует определение целей и задач, методов и средств их достижения. Для этого разрабатываются и осуществляются соответствующие законодательные акты, общегосударственные концепции и правительственные программы высокоэффективного использования ресурсного потенциала с учетом динамизма внутренних и внешних предпосылок, знаний, умений и интересов в активизации трудовых усилий, направленных на развитие системы цивилизованного предпринимательства. В основе его успехов лежат непосредственные экономические интересы человека, дисциплина и порядок, четкая система организации и управления процессами капиталообразования, формирования фондов накопления и потребления. Высокие темпы прогрессивных сдвигов и конкурентоспособность достигаются за счет использования новейших научных открытий и технологий, информатизации и моделирования прогнозного предвидения конъюнктуры (изменений в соотношениях спроса и предложения) рынков с приспособлением к ней гибкой и сбалансированной структуры макро- и микроэкономического воспроизводства нужной ресурсной, товарной и денежной массы, всего товарно-денежного обращения. Иначе говоря, современный бизнес - высокоорганизованная и эффективно функционирующая система Действий предпринимателей независимо от форм собственности и хозяйствования в рыночной экономике демократического общества. Она (эта система) ничего общего не имеет с хаотической базарной» экономикой и регулированием «невидимой рукой», действовавшей в далеком прошлом. Разнообразные формы бизнеса находятся сейчас под влиянием достаточно сложного механизма государственных и рыночных регуляторов прямого и обратного действия.
С развитием экономических отношений соответственно совершенствовался и весь регулирующий механизм. К рыночной конъюнктуре присоединились регулирующие функции государства через банковско-финансовую, монетарную, кредитную, бюджетную, страховую, таможенную, антимонопольную, налоговую политику и т. п. Государство сейчас, по существу, приняло на себя важнейшие функции управления социально-экономическими процессами почти во всех странах с рыночными системами. Страны, которые встают на путь глобальных трансформаций, качественного обновления общественного уклада и его экономической системы, должны прежде всего точно определять модель перехода в новое качество с альтернативным выбором наилучшего варианта: идти путем либо революционного взрыва, либо постепенного эволюционного восхождения на высшие ступени прогресса.
Многовековой опыт мирового экономического развития свидетельствует о том, что революционные взрывы неминуемо завершались развалом экономики с большими потерями, крайне отрицательными социальными последствиями и человеческими трагедиями. При этом программы преодоления этих последствий требовали огромных инвестиционных и текущих затрат, а также соответствующего времени. На экономическое и технологическое восстановление даже до уровня стартовых рубежей, с которых начинается дальнейшее развитие, большей частью уходили десятилетия.
В то же время эволюционное прогрессивное развитие, не вызывая социальных потрясений, обеспечивает планомерную трансформацию темпами более высокими, ибо исключаются периодические разрушения хозяйственных структур и источников внутренних накоплений, которые направляются в инвестиционную и инновационную деятельность в очередных воспроизводственных циклах. Иначе говоря, непрерывные процессы обновления старых и создание качественно новых конкурентоспособных систем, развитие инфраструктуры происходят в эпохи эволюции значительно интенсивнее и с меньшими совокупными затрата ми. Так называемые переходные периоды вообще исключаются, поскольку нормальные воспроизводственные циклы и общеэкономические кругообороты не нарушаются.
Даже по этим сугубо прагматическим соображениям навязанная извне правительствам стран, реформирующим свои экономические системы, политика «шокового удара» нанесла их экономике большой вред, не приблизив ни на шаг к желаемым целям. Наоборот, за прошедшие годы на огромном экономическом пространстве, где находится большинство этих стран, разрушена значительная часть экономического и научно-технического потенциала, утрачено около половины ВВП и внутренних инвестиционных накоплений, резко снижен уровень жизни основной массы населения. Такими грустными последствиями обернулся ошибочный выбор трансформационной модели.
Об этом, кстати, с достаточно точным прогнозом последствий предупреждали политиков и должностных лиц выдающиеся ученые-экономисты различных стран мира. О научных дискуссиях, проходивших по этому поводу, речь пойдет далее в этой монографии. Однако к трезвому голосу ученых «революционные» реформаторы тогда совсем не прислушались. Более того, их (ученых) позорили и навешивали всяческие ярлыки: «консерваторов», «очернителей» и «врагов реформ». Истина же была на стороне ученых, что подтвердила практика быстрого экономического упадка под лозунгами немедленного перехода к «свободному рынку», как это ни парадоксально, с антирыночной направленностью. На этом «первобытном рынке» взяли верх примитивный бартер, крайне раздробленные и малоэффективные формы «челночной торговли», торговых палаток, киосков, уличных базаров с низкой культурой торговли, массовой спекуляцией, развитием взяточничества, коррупции, рэкета и других криминальных явлений.
Дело с политикой монетарного регулирования по модели молодых «классиков неомонетаризма» зашло настолько далеко, что, например, в Украине вслед за безумной, по существу бесконтрольной эмиссией денег, взрывной гиперстагфляцией начался прямо противоположный процесс небывалого сжатия денежной массы в обращении. И это немедленно обусловило глобальный кризис платежей. Подавляющее большинство юридических и физических лиц страны не может своевременно ни покупать, ни продавать. Механическая замена острого товарного дефицита на еще более острый дефицит денег создала иллюзию товарного богатства. В результате был искусственно заморожен весь экономический кругооборот, парализован интерес людей к созидательному труду, утрачены возможности создания предпринимательских и бюджетных накоплений для обновления и развития национального товаропроизводства. Банковские структуры, резко подняв без надлежащего обоснования процентные ставки, и даже не связав их с действительными темпами инфляции, парализовали долгосрочное кредитование. Таким образом, односторонняя монетарная политика достигла своей негативной цели. В результате национальные капиталы перетекают в теневой оборот и за границу. Внешние инвестиции в структурные преобразования и создание конкурентоспособных производственных объектов остаются мизерными или совсем отсутствуют. Иначе говоря, отток капитала из страны значительно преобладает над его притоком. Большей части широкой общественности неизвестно, в какие сферы он направляется или в чьих карманах оседает.
В этих условиях неудивительно, что люди теряют веру в честность и справедливость, в реальные заработки. Сама оплата слишком мала, да и несвоевременна (задолженность достигает нескольких месяцев, при этом существует угроза, что она вообще никогда не будет погашена), что отнюдь не стимулирует интенсивный и высококачественный труд. Предприятия, прижатые такой нелепой монетарной и финансовой политикой государства, были вынуждены перейти на оплату труда своих сотрудников, как было в средние века, натурой — продукцией, которую они сами выпускают. Например, сахарные заводы — сахаром, швейные фабрики — одеждой, обувные — обувью, шинные заводы — автомобильными шинами, предприятия, выпускающие металлические изделия, — ведрами, бидонами, канистрами, разнообразной посудой, предприятия по изготовлению керамики — керамическими изделиями и т. п. Квалифицированные специалисты промышленности вынуждены сами поштучно торговать товарами, произведенными на предприятии, где они работают. Такой своеобразный бартер есть не что иное, как пародия на современную рыночную экономику. Это, наверняка, вызовет изумление у потомков, которые будут изучать историю рыночных преобразований в Украине.
С начала нового тысячелетия эти деформации начинают постепенно уходить в прошлое.
Следует отметить, что рыночные трансформации по эволюционной модели в Китае и других восточных странах, называемых «малыми тиграми», проводимые планомерно и целеустремленно под четким государственным регулированием и контролем, позволили достичь выдающихся успехов в экономическом обновлении и росте. По темпам роста ВВП они вышли на передовые позиции среди других стран мира. Моделирование трансформационных процессов, беспроигрышно приносящих положительные результаты, осуществляется по оценочному критерию прироста реального эффекта при одновременной разработке pi реализации конкретных проектов формирования принципиально новых производственных и рыночных структур. Эти страны быстро становятся конкурентоспособными на внутреннем и внешних рынках. Известно, что расширение платежеспособного спроса подталкивает соответствующее развитие сферы товаропроизводства, а она, в свою очередь, влияет на упрочение емкости потребительского рынка.
В настоящее время в Украине идет интенсивная разработка концепции и общенациональной программы выхода из острого кризисного состояния, в которое она загнана политикой «рыночного шока», стабилизации положения и перехода в фазу экономического роста. Одновременно надлежит вместо уже разрушенной, жестко централизованной системы тоталитаризма ввести свойственную рыночной экономике более гибкую, достаточно демократичную, дееспособную и эффективную систему менеджмента во всей иерархии государственного и хозяйственного управления «снизу доверху», опираясь на государственное законодательство. Это, безусловно, не имеет ничего общего с «демократической» анархией, дезорганизацией и безответственностью, которые, к сожалению, набрали силу во время разбазаривания и расхищения национального богатства, бесконтрольного реформирования, сопровождавшихся разрушением производительных сил и остановкой товаропроизводства. Отсюда и угроза массовой безработицы со всеми ее отрицательными последствиями. Время, затраченное на развал старой экономики без создания новой, значительно продлило нестабильный переходный период.
Сейчас очень важно в законодательном порядке, исходя из общегосударственных и частных интересов, с учетом изменчивой рыночной конъюнктуры направлять деятельность банковско-финансовых, а также предпринимательских структур на первоочередное развитие собственного товаропроизводства, конкурентоспособного на внутреннем и внешних рынках, активно находя на них нишу для сбыта своих товаров и услуг. Следовательно, только после завершения переходного периода экономика страны сможет вступить в стадию нормального функционирования в условиях современного цивилизованного рынка.
Ошибочно рассчитывать на то, что качественное обновление всего экономического организма будет происходить само собой, без активного государственного влияния и глубокой хозяйственной трансформации на принципах настоящего предпринимательства, использования стимулирующих факторов рыночной конъюнктуры, применения новейших технологий и жесткого менеджмента. Для структурной и качественной трансформации нужен большой инвестиционный капитал как из внутренних накоплений и амортизации, так и из собственных и зарубежных кредитов и других источников инвестирования. Без этого никаких, тем более быстрых, прогрессивных сдвигов не произойдет. Во всех сферах человеческой деятельности должны быть высокая финансовая и материальная заинтересованность, трудовой энтузиазм, четкая система программирования, планирования и управления. Надежды на автоматизм действия мифической «невидимой руки» рынка иллюзорны. Только четкая система управления и организации преобразований, жесткого контроля за выполнением намеченных программ и бизнес-планов с финансовым и ресурсным обеспечением по каждому объекту, желание людей активно работать приводят к прогрессивным сдвигам. Капитал, интерес, труд, знание и умение управлять и организовывать воспроизводственный процесс на современном конкурентоспособном уровне, действие настоящего рынка с развитой инфраструктурой, а не квазирынка реально решают дело. Все иное от лукавого.
Монографическая работа, предлагаемая читателю, подготовлена на базе исследований, проводившихся автором в течение последних лет — в период бурных социально-экономических преобразований в Украине, России и других странах, размещенных на огромном евроазиатском пространстве бывших республик СССР и стран социалистического содружества. В книгу включена часть трудов, которые уже печатались в научных и общетеоретических журналах Украины, России, и в изданиях других зарубежных стран, а также материалы, которые публикуются впервые. Автор стремился к тому, чтобы в монографии достоверно отразились сложные и противоречивые процессы, тенденции и последствия экономических трансформаций согласно принципиально новой теоретической и методологической парадигме и социально-экономической политике государств, сделавших коренной поворот от несовершенной социалистической системы с наслоением тоталитаризма к другим формам хозяйствования.
Понятие «рыночная экономика» слишком расплывчато и неопределенно. Сейчас рыночной экономики вообще не существует, ибо она прошла огромный путь исторического развития, структурного и качественного совершенствования — от зарождения первичных форм до современных высокоразвитых и совершенных систем с различными моделями их формирования и функционирования. Поэтому странам, которые сейчас стремятся к рыночной экономике, нужно, прежде всего, точно определиться со стратегией структурных и качественных трансформаций в новую систему, моделируя ее, исходя из конкретных условий и специфических особенностей своей страны, по соответствующим оценочным критериям эффективности. Выбор наилучшего варианта имеет решающее значение для будущего развития. Приходится также тщательно взвешивать ресурсные и инвестиционные возможности относительно определения темпов трансформации, имея в виду, что в нормальной экономике каждый очередной воспроизводственный цикл должен обеспечивать соответствующий прирост товарного продукта под рыночный спрос, доходов и фондов накопления и потребления. Процесс самовоспроизводства и экономического роста без долговой ямы является для стран с переходной экономикой наиболее благоприятным, хотя и весьма трудным, а подчас почти нереальным вариантом.
Исходя из сложных проблем, возникающих в трансформационных процессах, автор сосредоточил основное внимание, во-первых, на теоретических аспектах их решения, стратегии переходного периода на фоне мировых тенденций; во-вторых — на механизме государственного и рыночного регулирования; в-третьих — на осуществлении стратегической политики структурных преобразований, определении макроструктурных приоритетов; в-четвертых — на развитии интеграционных процессов, в частности на интеграции Украины в международные рыночные структуры. Критическому осмыслению подвергнуты преобразующие процессы и их последствия в общеэкономической, банковско-финансовой, энергетической и агропромышленной сферах.
Автор выражает искреннюю благодарность академику РАЕН Юрию Владимировичу Яковцу за конструктивные методологические советы и активное содействие в издании книги.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Президента Международного института Питирима Сорокина — Николая Кондратьева, академика-секретаря Отделения исследования циклов и прогнозирования Российской академии естественных наук профессора Ю.В. Яковца
Трансформации стали символом современной эпохи. Глубокие, мучительные, не предсказанные учеными преобразования охватили на рубеже третьего тысячелетия все общество — экономику и технологии, государственно-политические отношения и социокультурный строй, включая материальную и духовную культуру, всю гуманитарную сферу жизни народов. Ыаибольшей остроты противоречия трансформирующегося общества достигли в постсоциалистических странах, особенно в тех, которые возникли на базе республик бывшего СССР. Но это не агония отмирающих социальных организмов. На фоне небывалого по глубине и длительности кризиса пробиваются ростки выстраданного будущего общества, которое в свое время Питирим Сорокин называл интегральным, а Дэниел Белл — постиндустриальным. Горькая чаша преобразований не минует и другие страны и народы. На нелегком опыте России, Украины, других постсоциалистических стран они стали яснее понимать суть и перспективы этих преобразований, избегая повторения допущенных стратегических и тактических ошибок.
Книга выдающегося украинского ученого Ивана Лукинова ценна именно тем, что в ней исследуется анатомия экономических трансформаций на постсоветском пространстве — в русле и на фоне радикальных преобразований в мировой экономике. В книге системно излагаются основы постиндустриальной социально-экономической парадигмы. Автор не сводит суть трансформации к становлению рыночной экономики или окончательной и бесповоротной победе капитализма. Он придерживается позиции (которую разделяют все большее число ученых), что существующие социальные организмы беременны принципиально новой постсоциалистической и посткапиталистической формацией, которая в ходе эволюции непременно станет господствующей.
Такой методологический подход стал отправным пунктом для оценки сути и перспектив трансформационных процессов в экономике, выработки основ принципиально новой стратегии, обоснования ступеней формирования адекватной постиндустриальному обществу социально-экономической модели, отвечающей тенденции цикличной динамики общества, нарастающей глобализации экономики. Этот подход последовательно проводится при анализе рыночных реформ и регулирующих механизмов, структурной, инвестиционной, агропромышленной и инновационной политики, динамики региональных и мировых рынков и интеграционных процессов, развития государственного и хозяйственного менеджмента.
Читатель найдет в книге немало новых мыслей и нетривиальных оценок, исходных положений для оптимистического взгляда на будущее, несмотря на катастрофы и неудачи переходного периода. И это понятно, поскольку действительный член многих академий Иван Лукинов является одним из лидеров современной экономической школы, он активно участвует в формировании постиндустриальной научной парадигмы, возглавляет Институт экономики национальной академии наук Украины и Украинский филиал Международного института Питирима Сорокина — Николая Кондратьева.
Труд Ивана Лукинова является одной из первых книг в предпринимаемом издательством «Экономика» выпуске серии академических монографий по актуальным проблемам экономики и социологии, цикличной динамики общества и природы. Можно не сомневаться, что она станет ценным подспорьем для ученых и педагогов, аспирантов и студентов, всех читателей, которых интересуют и волнуют сущность, механизмы и перспективы экономических трансформаций и реформ на постсоветском пространстве и во всем мире.
Опубліковано на сайті: 2007-10-05
Коментарі до цієї статті: