Инновация - это исторически бесповоротное изменение способа производства вещей.
Й. Шумпетер


М.И. Туган-Барановский

Й.А. Шумпетер

Н.Д. Кондратьев

Галерея выдающихся ученых

UA RU EN

Обращаем внимание на инновацию, созданную на данном сайте. Внизу главной страницы расположены графики,  которые в on line демонстрируют изменения цен на мировых рынках золота  и нефти, а также экономический календарь публикации в Интернете важных мировых экономических индексов 

 
Информация для прогнозов

«Прощай смартфон, прощай лептоп!»: экскурсия по самому загадочному IT-стартапу Magic Leap


Автор: Ионуц Папареску-Татаршану

Нечто странное происходит недалеко от пригорода Форт-Лодердейла, штат Флорида: среди самых обычных офисных столов, стульев и цветочных горшков в воздухе парит 20-сантиметровый робот. Он по-стимпанковски мил и скрупулезно детализирован. Я могу обойти его с боку, заглянуть под днище и разглядеть в упор его отполированную, но кое-где потертую обшивку. Я протягиваю ему руку, он подлетает и дотрагивается к кончику моего пальца. Он выглядит таким же настоящим, как лампы и компьютерные мониторы вокруг. Но он ненастоящий. Он — дитя компании Magic Leap, одного из самых загадочных, перспективных и обсуждаемых стартапов мира.

За дни, проведенные в офисе Magic Leap, я стрелял вспышками энергии в роботов, которые прятались в стенах, я видел битвы миниатюрных цивилизаций на журнальном столике, как в голографических шахматах из «Звездных Войн». И хотя я знал, что это иллюзия, они были настолько реальными, что я буквально чувствовал их. Эта технология, когда реальные объекты смешиваются с виртуальными, называется «смешанной реальностью». И она куда хитрее обычного шлема виртуальной реальности Oculus Rift. И хотя Magic Leap не единственный игрок на этом поле (вспомните недавние HoloLens компании Microsoft), именно она задает ритм игры – инвесторы вложили в нее уже $  1,4 миллиарда, при том, что компания работает в условиях строжайшей секретности, и у них все еще нет бета-версии своего детища.

Чтобы лучше понять происходящее, вам нужно увидеть факты. Например, такие, что у Facebook, Google, Apple, Amazon, Microsoft, Sony и Samsung есть целые группы, работающие над виртуальной реальностью. Они постоянно растут и ищут новых специалистов. Теперь добавьте к гигантам рыбешку поменьше – стартапы вроде Meta, Void, Atheer, Lytro и 8i, которые двигают индустрию снизу вверх. Таких компаний уже более двух сотен. Чтобы еще лучше понять зарождающуюся индустрию, вам нужно лично попробовать каждый шлем, каждую игру и каждую программу виртуальной реальности. Чем я и занимался последние пять месяцев.

Но я уверен, что у вас уже есть некое представление о виртуальной реальности. Вы сейчас вспомнили «Матрицу», верно? Реальность, настолько правдоподобную, что вы не знаете, настоящая ли она. Я бы добавил к ней «Лавину» Нила Стивенсона или «Первый игрок, приготовьтесь» Эрнста Клайна. Они описывали эти фокусы так давно и детально, что кажется, что эта технология немного запаздывает.

Впервые я попал в виртуальную реальность в 1989 году. Надев странный гидрокостюм в проводах, черные перчатки и самодельные очки на тканевых лентах, я оказался в совершенно другом месте. Это был неземной, похожий на мультфильмы, мир из кубиков, не без сходства со вселенной Minecraft. Вместе с моим проводником, похожим на мелированного Боба Марли изобретателем по имени Джарон Ланье, мы исследовали волшебную местность, которую Ланье создал всего пару часов назад. И хотя именно Ланье придумал термин «виртуальная реальность», она была невероятно реальной. В тот момент я понял, что видел будущее.

Тогда технология ВР была примитивной, жутко дорогой и малопонятной. Спустя 25 лет из небытия ее вытащил неожиданный спаситель – смартфон! Ставшие копеечными гироскопы, экраны и датчики движения, встроенные в смартфоны, можно использовать в ВР-оборудовании для отслеживания положения головы, рук и тела. А вычислительная мощность современного телефона, давно перещеголявшая старые компьютеры, позволила с легкостью проигрывать видео на небольших экранах. Технический прогресс позволил Палмеру Лаки на коленке собрать свой первый шлем Oculus Rift, выйти на Kickstarter и дать сигнал «время пришло» всем остальным. После чего Лаки обменял свой стартап на красивый чек в 2 млрд долларов от Facebook.

Виртуальная реальность создаст следующую эволюцию интернета – это первое, что я узнал во время своего пятимесячного путешествия. Нынешний интернет – это информационная сеть на 4 зеттабайта информации. Но то, что мы строим с помощью искусственной реальности — это уже другой интернет. Интернет впечатлений. Я чувствовал каждый виртуальный мир, который посещал, хотя и знал, что он не настоящий. Эффект присутствия, который мало отличался от опыта, который вы получаете в обычной жизни. Это не то, что вы видели, это то, что вы чувствовали. И это волшебно. 

Впечатления — это новая валюта в виртуальной и комбинированной реальности. С их помощью мы создадим Википедию впечатлений, потенциально доступную для кого угодно, когда и где угодно. Например, раньше книги были прерогативой богачей, сегодня читать может каждый. Так же будет и с путешествиями – не выходя из дома, вы можете ходить по краю бурлящего вулкана в Исландии, отдохнуть на флоридском пляже, маршировать вместе с протестующими на площади в Тегеране или танцевать на фестивале в Малави. Можно зайти еще дальше и попробовать впечатления, которые еще не испытывал ни один человек: исследовать Марс, прожить жизнь лобстера или в упор посмотреть на собственное бьющееся сердце в реальном времени.

Кент Бай, автор подкаста «Голоса VR», взявший более 400 интервью у людей, создающих ВР, говорит, что виртуальная реальность общается с нашим подсознанием не так, как другие технологии. Когда пару месяцев назад я был на конференции TED, то видел огромную очередь возле демонстрационного стенда стартапа Void. Почти каждый, кто посетил этот аттракцион, пищал от восторга, кричал, смеялся и, пошатываясь, просил добавки. Void — это еще один интересный стартап, который вырос из союза владельца дома с привидениями, иллюзиониста и гика, который делал спецэффекты для голливудских блокбастеров. Эту странную троицу объединила идея, что ВР — это новый способ заставить разум поверить в то, то нереальное реально.

Демо-версия Void располагается в большой комнате. Вы надеваете пятикилограммовый жилет с батареей, вычислительным блоком и 22 тактильными нашивками, которые вибрируют и встряхивают вас в нужный момент. Ваш шлем напрямую соединен с жилетом и нет нужды беспокоиться о проводах. Такая свобода увеличивает эффект присутствия в виртуальной реальности. Внутри вы оказываетесь на залитом светом пустыре и, по словам работников Void, вас ждет приключение в духе Индианы Джонса. Но как эта немаленькая местность уместилась в такой небольшой комнатушке? Эта уловка называется перенаправленной ходьбой. При повороте головы на 90 градусов, изображение в очках повернется лишь на 80 градусов, хотя вы этого и не заметите. Каждый раз при повороте головы шлем будет незаметно срезать углы и водить вас по кругу, чтобы вы не упирались в стену, как давно не спавший бегемот. Но вы этого даже не заметите.

Подобное происходит и при перенаправлении касания. Если в комнате на полке лежит один настоящий предмет, на дисплее может отображаться три — предметы А, В и С. Вы видите, как ваша рука поднимает предмет В, но система ВР направит ее к единственному реальному в комнате предмету. Вы можете заменить предмет В, взяв предмет С, но в действительности вы поднимаете один и тот же реальный предмет. Или специальная панель на полу может опускаться всего на 15 сантиметров, но вы поверите, что проваливаетесь сквозь прогнивший деревянный пол. Помимо этого, в Void используют модули с бинуарным аудио и перчатки, усиливающие тактильные ощущения, которые работают на уровне других чувств, не только зрения. Ведь просто видеть — не значит верить.

Хотя компания Magic Leap еще не достигла уровня погружения Void, она, бесспорно, является лидером в плане изображения: здесь лучше других создают иллюзию того, что виртуальные объекты существуют в действительности. Основатель компании Magic Leap Рони Абовиц — крупный эксцентричный мужчина, который искрится идеями и описывает себя как «друга людей, животных и роботов». В молодости Абовиц зарабатывал копейки, рисуя странноватые комиксы о внеземных мирах, грезил о карьере биоинженера и однажды разработал прототип роботизированной руки для сложных хирургических операций. В 2008 году его компания Mako вышла на открытый рынок, а в 2013 она была продана за $  1,65 млрд.

Этот успех привел к появлению новой идеи. Можно ли создать такой виртуальный коленный сустав, который поможет заменить реальный? Абовиц задумался над технологией, способной объединить виртуальные миры и сложную операцию в реальной действительности. Одновременно с этим он приступил к созданию комикса. Абовиц, глубоко неравнодушный к научной фантастике, создал странный мир с летающими китами, похожими на стрекозу людьми и воинствующими роботами. Воплощать этот мир в жизнь он нанял ребят из компании Питера Джексона, занимавшихся спецэффектами для «Властелина Колец» и придумавших мифологию мира Нави из «Аватара». Они визуализировали фантазии Абовица, и из комикса этот мир со временем превратился в прототип виртуальной реальности. А воплотить его в жизни была призвана новая компания Абовица Magic Leap, открытая на заработанные ранее деньги.

Благодаря своему опыту в биомедицине Абовиц понял, что ВР — это новейшая технология в мире, в которой человек является неотъемлемой частью оборудования. Эффект присутствия, который ощущается в таком шлеме, создается не экраном, а нейрологией. Поэтому он называет искусственную реальность симбиотической технологией, соединяющей в себе машину и человека. ВР использует особенности нашего восприятия и с успехом проникает в человеческий мозг самыми разными способами, чтобы создать «цепь убедительности». Например, при просмотре фильма мозг воспринимает последовательность статичных кадров как движущуюся картинку. А если взять изображения Годзиллы под разнообразными углами и представить их как 3D изображение, то даже понимая, что картинка не настоящая, мы будем испытывать дискомфорт от воображаемого присутствия Годзиллы в комнате.

Но нарушение любой мельчайшей детали портит иллюзию присутствия. Даже боязнь наступить на кабель на полу может посеять зерно сомнения. Что уж говорить об экранах надеваемых на голову дисплеев, которые создают постоянную проблему: они помещаются прямо перед глазными яблоками, из-за чего человек чувствует нереальность происходящего на подсознательном уровне. Это называется разрыв «цепи убедительности». Решение Magic Leap — это оптическая система, которая умеет фокусироваться на конкретном объекте изображения, а не всем экране. Тестируя прототип Magic Leap, я обнаружил, что он удивительно хорошо работает и вблизи, на расстоянии вытянутой руки, и вдали, чего нельзя сказать о других системах ВР. У большинства надеваемых на голову ВР-дисплеев наблюдается слабый «эффект решетки», который образуется из-за видимых линий, разделяющих пиксели.

Виртуальные изображения Magic Leap, напротив, ровные и невероятно реалистичные.

Но как только производители выровняются и сделают качественные дисплеи, то ВР станет королем среди дисплеев. Сейчас объясню. Пока я был в фотонных очках Magic Leap, я посмотрел фильм в HD на виртуальном киноэкране. Он был таким же ярким и четким, как мой телевизор с диагональю в 140 см. А с помощью очков дополнительной реальности HoloLens от Microsoft я посмотрел футбол на виртуальном экране, который водрузил прямо на стол возле настоящего Макбука. Такими экранами я мог заполнить всю комнату, превратив ее в пункт наблюдения в пещере Бэтмена. Эта технология может разом «свергнуть» ПК, ноутбуки и телефоны. Например, в команде Magic Leap вскоре хотят заменить все дисплеи виртуальными, а в стартапе Meta на ВР-очки Meta 2 уже в следующем году перейдут около ста сотрудников. Не удивительно, что Apple, Samsung и другие не хотят отстать от мчащегося вперед поезда.

Питер Джексон согласен с этим. Режиссер большими шагами заходит в ярко освещенную комнату в своей киностудии в Веллингтоне, Новая Зеландия. Его кудри непослушно вьются, на нем шорты и он похож на хоббита, сбежавшего из гримерной. Джексон рассказывает мне, что сейчас его не очень увлекает идея снимать фильмы из-за однообразия самого процесса. А вот создавать кино для ВР – это уже другое дело. С недавних пор Джексон состоит в консультативном совете Magic Leap, и его компания будет производить контент для нового устройства.

«Смешанная реальность — это не дальнейшее развитие 3D-фильмов. Это нечто совершенно иное, — объясняет Джексон. — Это очень гибкая система. Вы можете добавить совсем немного — одну небольшую фигурку, разговаривающую с вами с поверхности стола, — или можете превратить целую стену вашей комнаты в небо и наблюдать, как плывут облака. Или такой пример: вы надеваете очки Magic Leap, смотрите на Empire State Building и в ускоренном темпе видите, как его этаж за этажом строили в начале 1930-х. Возможно, во время прогулки по современным улицам Чикаго вы увидите проезжающих мимо гангстеров с автоматами в руках. Это может быть формой образования, развлечения и туризма».

«Я думаю, что через десять лет устройства смешанной реальности вроде Magic Leap будут использоваться так же, как смартфоны сегодня. А может быть, и чаще»

Сейчас компания Джексона Weta вместе с Magic Leap работает над созданием небольшого виртуального мира «У Доктора Грордборта», выдержанного в стилистике научной фантастики пятидесятых. Главный талант Weta – это их щепетильный подход к деталям. Ведь с ВР у зрителей появится свобода передвижения и возможность заглядывать за обратную сторону предметов. Поговорка про начищенные спереди солдатские сапоги здесь не сработает. С проектированием мира Джексону помогает Ричард Тейлор, который занимается скульптурой и обожает работать с текстурами материалов вроде дерева, гранита или металла. По словам Тейлора, он не верил в эту технологию, но как только попробовал ее и свыкся с мыслью, что ВР работает, то не мог остановить поток идей, бурливший в его голове.

Искусственной реальности понадобятся такие разработчики миров вроде Тейлора и Джексона для создания техник работы с виртуальной и дополнительной реальностью. На развитие языка кино ушли десятилетия, но в виртуальной реальности ни одна из классических киношных и игровых техник не работает. Например, в Minecraft во время игры вы видите свою руку или кирку. Но в VR-версии игры, чьей разработкой занимается Microsoft, процесс работы киркой и рубки блоков настолько реален, — даже несмотря на то, что блоки состоят из рисованных пикселей, — что ощущение присутствия игрока сильно увеличивается. Можно назвать эту точку зрения «от своего лица». С ней самоощущение становится более внутренним. Но есть и обратная сторона — гротескные кровь и мясо из шутеров вроде Doom могут показаться куда более реальными, чем раньше. Не удивительно, что с эмоциональной точки зрения такое взаимодействие с контентом получается более интенсивным, и уже после часа игры в Minecraft большинство тестеров были не прочь передохнуть.

Но больше всего меня удивил не эффект погружения, а социальность ВР: играть с одним живым игроком было веселее, а с двумя и тремя — еще круче. Эффект сети делает свое дело: удовольствие от виртуальной реальности пропорционально квадрату числа людей, которые ее разделяют. Это значит, что виртуальная реальность — наиболее социальное развлечение на сегодняшний день. Одним из моих первых испытаний качества ВР был «тест уклонения». Представьте, что вы стоите рядом с человеком, в руках у которого бейсбольная бита. Если он вдруг замахнется, вы пригнетесь? Только если вы поверите в происходящее. Второй тест – игра в покер. Будут ли зрительные контакты и язык тела аватаров игроков напротив вас достаточно реалистичными, чтобы вы смогли раскусить их блеф?

Я был на демонстрации Oculus в кампусе Facebook, и к ней присоединился Палмер Лаки, создатель Oculus. Мы разделили виртуальную игровую площадку. И хотя аватар Лаки не был похож на него в реальной жизни, он точно так же весело прыгал и размахивал руками. Когда он стал кидать в меня блоками и петардами, я начал уклоняться и отступать. Взрывы были достаточно реалистичными, устройство Oculus прошло «тест уклонения». Его энтузиазм был заразителен, поэтому я попробовал подстрелить его из бластера, но промазал и взорвал башню позади него. Физическая часть этого демо под названием Toybox была выполнена на выдающемся уровне — объекты разлетались с удивительным правдоподобием, — игрушки чувствовались, как настоящие, потому что мы могли передавать их друг другу и вместе передвигать их. Но мой опыт заключается не в игрушках, а во взаимодействии с другими людьми.

Вскоре, предположительно, в ближайшие 5 лет, ограниченные миры внутри виртуальной реальности будут объединены в сеть виртуальных миров. Когда вы носите визор с системой дополненной или смешанной реальности, такой как Magic Leap, HoloLens или Meta, он отображает реальное окружение. Для того, чтобы на вашем реальном столе появилась виртуальная чашка, нужно знать, где находится стол. Визор использует внешние камеры и датчики для сканирования окружения и создания его карты. Magic Leap (среди прочих) работает по протоколу, который сохраняет нанесенную на карту местность в облаке, так что не требуется каждый раз создавать новую карту. Ваше устройство (или, возможно, другое устройство в той же местности) просто должно регистрировать и обновлять какие-либо изменения в пространстве. Это, в свою очередь, позволит вам делить с кем-нибудь виртуальные объекты в различном окружении, даже если другие люди находятся далеко от вас. Кто-то из Барселоны может поставить виртуальный цветок в вашу виртуальную вазу в Чикаго. Так как дополненная реальность по своей сути социальна, ее окружение будет связано в сеть. Но эти миры – это гигантские объемы данных. Эдакие big big data.

Чем более точно и всесторонне будет отслеживаться ваше тело и поведение внутри виртуальной среды, тем лучший опыт вы получите. Это рождает другую проблему – эту информацию можно использовать, чтобы продавать вам что-то, отвлекать внимание, составить список ваших интересов, подсознательно воздействовать на вас и т.д. Если смартфон — это средство наблюдения, которое мы по своей воле носим в кармане, то ВР — состояние тотального наблюдения, в которое мы войдем по собственной воле. Да, сейчас системы ВР слишком поглощены приведением в рабочее состояние виртуальных миров, но в будущем не трудно представить себе компанию лидера индустрии, которая знает все о вашем (и еще нескольких миллионов человек) досуге, настроении, отношении с людьми и маршруте сегодняшнего передвижения. В реальной жизни сделать такое было бы дорого и навязчиво. В виртуальной реальности это незаметно и дешево.

Создание глобальной дополненной реальности — невероятный проект, и его будут принимать постепенно. В каждом испробованном мною ВР-демо мне нужна была внешняя помощь: надеть шлем и закрепить ремни, подсказать, куда мне смотреть и где не наступить на кабель. Плюс постоянно подтормаживало программное обеспечение. По словам Джереми Бейленсона, который руководит Лабораторией виртуального человеческого взаимодействия в Стэнфорде, ни одна сегодняшняя система ВР не является полностью рабочей: «Я занимаюсь виртуальной реальностью вот уже 20 лет, и больше всего я ненавижу обновлять драйвера. ВР хороша тогда, когда она стоит того, чтобы нанять кого-то, кто следил бы за ней». Один из первых инвесторов Magic Leap Крис Диксон считает, что это лишь временные проблемы. По его словам, ВР будет подвержен эффекту маховика и в ближайшие 10 лет из невзрачной черепашки превратится в дракона, с которым невозможно не считаться.

По мере того, как маховик раскрутится, у него будут появляться точки трения – проблемы, которые нужно решить. Однако эти проблемы могут превратиться в новые возможности. Вот некоторые из них:

Фактор придурковатости

Именно из-за него провалился Google Glass – мало кто был готов провалить тест крутости и получить звание glasshole. Помните Segway, личный стоячий транспорт? Последняя его версия жутко удобна, но на улицах их все так же мало, потому что это еще один завал теста крутости. Форм-факторам ВР придется пройти немало стадий, пока они не сольются с нашей культурой.

Безопасность

Я чуть не упал во время последнего приключения в ВР - прыгнул в яму, а ее там не оказалось. В этом свете забавным выглядит просьба оставаться на месте от сотрудников Oculus Rift. Окей, мозги мы обманули, но как быть с телом? Или возьмите укачивание? Джереми Бейленсон обнаружил, что к нему восприимчив примерно каждый тридцатый человек. Но какие проблемы возникнут после десятков тысяч часов использования?

Неадекватный интерфейс

Индустрия ВР ждет своего Дага Энгельбарта, который бы изобрел аналог мыши и дал индустрии единый инструмент. Этот недостаток является, пожалуй, самым критичным упущением, не позволяющим ВР быстро взлететь. Практически все нефильмовые ВР приключения, загруженные на сегодняшний день, были созданы с помощью игрового движка либо от Unity, либо от Unreal. Но они создавались не в самой ВР, а в обычной 2D среде компьютера при помощи курсора мыши. Это неудобно. Но есть и просветления. Например, в приложении Tilt Brush от Google я рисовал светом в трех измерениях. Я был внутри моего творения, двигаясь всем телом, делал мазки разной толщины и работал в поте лица. Оказалось, что созидание внутри ВР интереснее исследования самой ВР. Теперь Google может использовать прототип Tilt Brush в роли инструмента для создания ВР прототипов. Слава ожидает того гения, который создаст элегантный VR-интерфейс для создания виртуальной же реальности.

Поле зрения

У очков ВР узкое поле зрения: вы видите виртуальные объекты до тех пор, пока вы не отводите взгляд в сторону. Затем они исчезают из-за узости периферийного зрения. У шлемов другая проблема: хотя они закрывают все пространство, они отнимают вашу нынешнюю реальность. Третья проблема, с которой борется Magic Leap – это невозможность (но это пока) высчитать освещение. Виртуальная кастрюля супа стоит на плите, но плита и сама кастрюля освещены по разному. Я называю этот эффект «поддельные вещи действительно присутствуют».

Оковы

Свобода блуждать усиливает ощущение присутствия, в то время как мысль о кабеле, который может отсоединиться, рушит впечатление. Экраны и процессоры можно сделать намного меньше, но настоящий кошмар ВР – это батарейки, которые моментально садятся из-за большой вычислительной мощности системы. Пройдет много времени до того момента (если это вообще когда-нибудь случится), когда батарейку, заряда которой хватает на день, можно будет положить в нагрудный карман.

Совместную эволюцию научной фантастики и инноваций потихоньку начинают считать первостепенной культурной силой. Поговорите с любым инженером, работающим с ВР, и он обязательно расскажет вам об Оазисе из романа «Первый игрок, приготовьтесь» Эрнеста Клайна. Оазис – это сетевая виртуальная вселенная с виртуальными планетами, на которых люди пребывают погруженными в учебу, работу и развлечения.

Словно доказывая то, что научная фантастика рекурсивна, проектировать новые миры в Magic Leap позвали и другого фантаста Нила Стивенсона. Герой в его романе «Лавина» владеет мечом в виртуальном мире. Чтобы очаровать Стивенсона, посланники Magic Leap сделали точную копию меча Оркриста из «Властелина Колец» и заявились с ним домой к Стивенсону. «Не каждый день к вам приходит человек с мифическим мечом, поэтому я сделал то же, что сделал бы любой поклонник фентези: впустил его и налил пива», — потом отшутился Нил в блоге Magic Leap, добавив, что мы достигли потолка с 2D и нам нужно переосмыслить окружающую среду с самого начала. И нам понадобится мужество, чтобы сделать это. Поэтому Стивенсон восхищается Абовицем и его готовностью «продираться через эту долину».

Нужно знать одну вещь: технологическая революция любит крутить хвостом. Из громоздких орехоколов телефоны сначала уменьшились до крохотных размеров, затем снова увеличились, став чем-то большим, чем просто средство связи. И ВР нас тоже удивит.

Не сразу, но в течение 15 лет большая часть вашей работы и развлечений станет в какой-то степени виртуальной.

Системы по доставке этого совместного виртуального опыта станут самыми крупными предприятиями в истории человечества. В следующие 10 лет масштаб данных ВР увеличится с гигабайтов до терабайтов в минуту. Всей мировой IT-индустрии технологий придется как-то справляться с запросами этой системы. И только несколько компаний будут доминировать в сетях ВР, потому что, как часто бывает в сетях, успех ведет к большему успеху. И чем сильнее будет разрастаться ВР-сообщество, тем привлекательнее оно станет. А покорители этой среды станут гигантами, по сравнению с которыми нынешние титаны покажутся карликами.

Я не знаю, станет ли Magic Leap одной из таких компаний. Она не первая в этой категории, но никто из нынешних титанов не был первопроходцем на своем рынке. Хотя Magic Leap подал заявки на более чем 150 патентов, ни одна демоверсия прототипа не была представлена публично. Самое главное, у нас все еще недостаточно информации о человеческом восприятии, чтобы точно сказать, что будет работать в виртуальной среде. Чтобы это выяснить, потребуется больше ВР. Нам придется пересечь опасную долину, прежде чем добраться до новых вершин.

Тем не менее, только что произошло что-то важное. Мы пересекли черту. После долгого созревания ВР стала достаточно хорошей, чтобы развиваться быстро. Это стало реальностью.

gagadget

Опубликовано на сайте: 2016-05-08

Комментарии к этой статье:

2025-10-05:
Украине нужно еще $8,7 миллиарда в 2025 году
Министр финансов Украины
2025-10-05:
Новая система адаптивной оптики обещает более четкие наблюдения гравитационных волн
Физик Джонатан Ричардсон из Калифорнийского университета в Риверсайде
2025-10-05:
Физики демонстрируют 3,000 квантово-битную систему, способную к непрерывной работе
Сотрудничество под руководством Гарварда включало исследователей из Массачусетского технологического института
2025-10-05:
Найденный в Китае череп переписывает историю Homo sapiens: наше происхождение на 400 000 лет старше, чем мы думали
Исследователи из Университета Фудань в Шанхае и Китайской академии наук в Пекине в сотрудничестве с профессором Крисом Стрингером из Лондона
2025-10-05:
Египтологи обнаружили уникальную скульптуру из некрополя
Египтологи Заха Хавасс и доктор Сара Абдох
2025-10-05:
Археологи нашли крупный византийский клад
Руководитель раскопок - доктор Михаэль Айзенберг из Хайфского университета
2025-10-05:
В Турции обнаружили уникальный храм из зеленого туфа возрастом 2600 лет
Профессор Стамбульского университета Шевкет Дёнмез
2025-10-04:
Россиянам прислали "счета за войну"
Служба внешней разведки Украины
2025-10-04:
Мировая экономика. 43,6% перевозок российской нефти морем обеспечили "подсанкционщики" в августе 2025 г.
Данные Мониторинговой группы "Института Черноморских стратегических исследований"
2025-10-03:
Китай. Прибыль ведущих промышленных предприятий выросла на 0,9 % за 8 месяцев 2025 года
Государственное статистическое управление /ГСУ/ КНР
2025-10-02:
Мировая экономика. Неравенство в агропродовольственных цепочках: Глобальный Юг производит продукты питания, но Глобальный Север сохраняет богатство
Исследование, возглавляемое исследователем ICTA-UAB Мегхной Гоял, опубликовано в журнале Global Food Security 
2025-10-02:
Норвегия выделит $10 млн морскому исследовательскому центру
Министерство торговли, промышленности и рыболовства Норвегии
2025-10-01:
Города с самой высокой арендной платой в мире в 2025 г.
В мире отмечается значительный рост арендной платы за жилье
2025-10-01:
Украина получила от приватизации 6,124 млрд грн по состоянию на 16.09.2025 года
Фонд государственного имущества Украины
2025-09-29:
Украина. Публичные инвестиции на 2026 год
Минразвития Украины инициировало 83 проекта 
2025-09-28:
Создана "пыль" из рассказа фантаста Станислава Лема: она может шпионить, паря в воздухе
Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA)
2025-09-28:
Рисковые планы по спасению Антарктиды: ледяные щиты хотят спасти затемнением солнца и возведя занавес
Группа из более чем 40 ученых бьет тревогу в связи с рискованными геоинженерными проектами, рассматриваемыми на Северном и Южном полюсах
2025-09-28:
Китайские ученые искали инопланетные сигналы в системе TRAPPIST-1: она потенциально обитаема
Команда ученых из Китая провела поиски признаков такой цивилизации с помощью Сферического радиотелескопа
2025-09-28:
12 тысяч лет. Ученые обнаружили окаменелые кости, которые могут принадлежать одной из древнейших жертв убийства
Команда археолога Кристофера Стимпсона из Оксфордского университета (Великобритания)
2025-09-28:
Космический удар. Астрономы определили направление и скорость черной дыры, выбитой столкновением
Астрофизик Коустав Чандра из Пенсильванского университета
2025-09-28:
Тайна происхождения. ДНК раскрыло неожиданный факт в биографии Христофора Колумба
Команда испанского судебного генетика Хосе Антонио Лоренте из Университета Гранады
2025-09-27:
Китай. Объем ж/д грузоперевозок вырос на 3,5% в январе-августе 2025 г.
Данные государственной корпорации "Китайские железные дороги" /КЖД
2025-09-27:
Турция. Атомная энергетика является стратегическим приоритетом
Министр энергетики и природных ресурсов Турции
2025-09-26:
Китайские госпредприятия центрального подчинения продемонстрировали устойчивый рост активов и прибыли
Комитет по контролю и управлению государственным имуществом при Госсовете КНР
2025-09-26:
Турция. The North Face сократила производство одежды на 80%
Председатель совета директоров Gelisim Tekstil
2025-09-24:
Беларусь. Лукашенко давит на банки: надо больше денег
Служба внешней разведки Украины
2025-09-23:
Индия. Экспорт в США сократился на 14% в августе 2025 г.
Министерство торговли Индии
2025-09-23:
Китай впервые вошел в десятку лидеров рейтинга инноваций ВОИС
Доклад Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС)
2025-09-22:
Китай. Промышленное производство выросло на 5,2% в августе 2025 года
Государственное статистическое управление /ГСУ/ КНР
2025-09-21:
Выход в космос активирует в ДНК астронавтов "темный геном": клетки попадают в "спираль смерти"
Исследователи под руководством директора Института стволовых клеток Стэнфорда Катрионы Джеймисон
2025-09-21:
В канадской Арктике впервые появился чужак: его привлекло изменение климата
Автор исследования, эколог Британской антарктической службы Элизабет Бойз
2025-09-21:
Нашли духов огня: в Турции археологи раскопали редкие артефакты
Министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой
2025-09-21:
Показали лицо неизвестного народа: исследователи создали 3D-модель благодаря древним останкам
Кумаресан Ганесан, глава кафедры генетики Университета Мадурай Камарадж
2025-09-19:
Украина. Бюджет-2026: рекордные расходы на войну и дефицит 2,4 триллиона
Кабинет министров Украины утвердил проект закона "О государственном бюджете на 2026 год"
2025-09-17:
Каждая десятая российская фирма сокращает штат
Служба внешней разведки Украины
2025-09-16:
Германия. 26,6% опрошенных жителей берут в долг для покупки продуктов питания
Институт исследования общественного мнения Civey
2025-09-15:
Евросоюз оказал помощь Украине на сумму €169 млрд с 2022 года
Глава дипломатии ЕС Кая Каллас в Европарламенте
2025-09-14:
Больше мышц, силы и скорости: созданы первые в мире лошади с отредактированным геном
Исследователи рассказали о первых в мире лошадях, созданных с помощью CRISPR
2025-09-14:
Загадка могилы Александра Македонского: почему археологи уже не надеются ее найти
Каллиоп Лимнеос-Папакост, директор Греческого исследовательского института александрийской цивилизации
2025-09-14:
Тысячи лет истории: в Австрии обнаружили неолитические укрепления
Николаус Франц, руководитель Археологического центра Бургенланда
2025-09-08:
Украина. На что пошли средства госбюджета за 8 месяцев 2025 г.
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета
2025-08-23:
ТОП-6 самых безопасных городов Европы 2025
Исследование туроператора Riviera Travel
2025-08-20:
В Китае опубликован доклад о строительстве и развитии "воздушного Шелкового пути"
Управление гражданской авиации КНР и Государственный комитет по делам развития и реформ КНР
2025-08-19:
Экономика Китая резко замедлила рост в июле 2025 г.
Национальное бюро статистики Китая. FT
2025-08-06:
Китай. Объем международной торговли товарами и услугами вырос на 6 % в июне 2025 г.
Данные Государственного управления валютного контроля КНР
2025-07-17:
Финансовая поддержка Украины: какие страны активно помогают
Данные Кильского института мировой экономики
2025-07-16:
Nvidia первой в мире достигла капитализации в 4 триллиона долларов
CNBC. Nvidia - самая дорогая компания в мире
2025-07-03:
Рейтинг 2024. Самые популярные автосмобили в мире
Toyota RAV4 - самый популярный автомобиль 
2025-06-04:
Китай. О росте производства в отрасли спутниковой навигации в 2024 г.
Китайская ассоциация глобальных навигационных спутниковых систем
2025-05-20:
Индустрии будущего в Китае
Доклад о работе правительства КНР
2025-04-25:
Украина. Достаточно ли внешнего финансирования на 2025 год
Министерство финансов Украины
2025-04-16:
Украина. Оборонная промышленность обеспечила треть роста ВВП в 2024 году
Министр стратегических отраслей промышленности Украины
2025-04-03:
США. Опубликован ежегодный отчет об оценке угроз
Разведывательное сообщество США
2025-04-03:
Индия объявила о стратегических планах по развитию судостроительной отрасли
Министр портов, судоходства и водных путей Индии Сарбананда Соновал
2025-03-31:
Какую модель авто покупали чаще всего в 2025 году
Мировой рейтинг самых продаваемых моделей в 2025 году возглавил кроссовер Toyota RAV4
2022-04-10:
Главные черты личности, которые есть у всех миллионеров
В 2020 году швейцарский банк Credit Suisse поделился, что в мире существует около 56 миллионов долларовых миллионеров. Большая часть из них живет в США, Китае и Японии
2022-01-22:
Компания Chrysler будет выпускать только электромобили к 2028
генеральный директор Chrysler Крис Феуэлл
2021-05-07:
В Украине повысят экологические налоги в 2021-2022
Министерство финансов Украины
2021-01-30:
45% украинцев регулярно не хватает денег
аналитика Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) «Исследование рынка кредитования в Украине»
2021-01-29:
Украинская компания попала под санкции США из-за нефти из Венесуэлы
«Голос Америки» со ссылкой на Минфин США
2020-06-08:
США. Tesla выбрала два места для строительства своего нового крупнейшего завода
Рассматриваются Остин (штат Техас) и Талса (штат Оклахома)
2020-05-16:
Власти Индии анонсировали масштабный пакет финансовых стимулов
премьер-министр страны Нарендр Моди
2019-11-06:
В Украине Кабмин установил 2% пошлину на импорт электроэнергии из РФ
сообщение комитета ВРУ по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг
2019-08-31:
Кабмин установил лимиты абонплаты за жилищно-коммунальные услуги
Формула учитывает размер прожиточного минимума и средний количественный состав домохозяйства, коэффициент среднего по стране размера расходов на оплату ЖКУ (0,15)
2018-11-03:
В Украине хотят ввести медстрахование: с каждого по 400 грн
Застрахованными должны быть все, говорится в законопроекте №9163
2018-08-31:
Мировой рынок печатающей техники практически не растёт - только на 0,9 % больше в 2018
Компания International Data Corporation (IDC) опубликовала статистику по мировому рынку печатающей техники (Hardcopy Peripherals, HCP)
2014-05-31:
Проституция, наркотики и контрабанда в ВВП Италии
Доходы от проституции, продажи наркотиков и контрабанды будут включены в расчеты объемов ВВП Италии
2014-03-31:
СНГ. Российскому бизнесу пообещали "налоговые льготы" в обмен на $5 млрд инвестиций в Крым
Такое решение приняло правительство России на заседании 27 марта 2014
2014-02-14:
США. Деловая активность в секторе услуг продолжала расти в январе 2014
 Соответствующий индекс вырос до 54 пунктов, свидетельствуют данные Института управления поставками (ISM)
2014-01-29:
Украина. Национальный банк Украины потребовал от банков раскрыть сведения о всех своих собственниках
Ранее банки должны были отчитываться только о владельцах существенного участия, принадлежащим более 10% акций
2013-11-27:
Мировая экономика. ЕС готов предоставить Украине доступ к газовой системе через Словакию
Тем самым это в значительной степени сократит зависимость от импорта энергоносителя из России по высоким ценам
2013-06-29:
Глава госслужбы занятости Наталья Королевская обещает до конца года трудоустроить 26 тыс человек
Она напомнила о трех критериях, по которым будет оцениваться деятельность службы занятости
2013-05-08:
МВФ отключит газ. Насколько вырастут коммунальные тарифы
Аналитический материал. Почему повышение тарифов на коммунальные услуги неизбежно
2013-04-18:
ЕС. Кипру не хватает 75 млн евро для избежания дефолта в апреле 2013
Дефицит наличных средств в казне составляет 160 млн евро, а в резерве правительства имеется 85 млн евро
2013-03-09:
Украина. Сколько украинцы готовы отдавать на милостыню?

Большинство украинцев не готовы давать милостыню больше пяти гривен, при этом половина жителей страны определяется с тем, стоит ли подавать милостыню в зависимости от того, кто просит и на что

2013-01-31:
ЕС. Бельгийцев признали богатейшими в ЕС с рекордной суммой финактивов в 67 тыс евро
По данным Национального банка Бельгии, недвижимые активы бельгийцев выше, чем финансовые, а общая стоимость недвижимого имущества жителей страны – около триллиона евро
2013-01-31:
США. Прибыль Bank of America снизилась на 65% по итогам IV кв 2012
Чистая прибыль сократилась до $700 млн, или 3 цента на акцию, а за аналогичный период годом ранее BofA зафиксировал прибыль в $2 млрд, или 15 центов на акцию
2013-01-30:
Азия. КНР впервые за 12 лет рассекретила данные о социальном неравенстве
Коэффициент Джини в Китае составил 0,474 в 2012, что говорит об относительно высоком уровне социального неравенства  
2013-01-29:
ЕС. ЕК выделила 70 млн евро странам юго-восточного региона по программе "Эразмус Мундус"
Всего ЕК объявила конкурс заявок на сумму около 200 млн евро в рамках финансируемой ЕС программы “Эразмус Мундус II” на 2013
2013-01-28:
СНГ. Газпром удвоил чистую прибыль по сравнению с 3-м кв 2011 в 3-м кв 2012
Чистая прибыль крупнейшего в мире производителя газа – Газпрома по стандартам МСФО выросла до 305 млрд руб со 152 млрд руб за аналогичный период 2011
2012-10-30:
Украина. Кабмин утвердил порядок компенсации 3,9 млрд грн для "Нафтогаза"
Главным распорядителем бюджетных средств и ответственным исполнителем бюджетной программы является Минэнергоугля
2012-05-01:
Швейцарский национальный банк продолжил ужесточение правил в апреле 2012
Банк Швейцарии создал самостоятельную единицу, подчиняющуюся председателю правления и, при необходимости, Председателю Комитета по аудиту Совета Банка
2012-02-21:
ЕC. Греция одобрила кредитную программу ЕС
"Тройка" международных кредиторов (Еврокомиссия, ЕЦБ и МВФ) предлагает Греции 130-миллиардную кредитную программу и списание долга на 100 миллиардов евро
2012-01-30:
ЕC. Решения S&P о понижении рейтинга будет иметь далекие последствия за пределами Еврозоны
Германия, возможно, сохранит кредитный рейтинг, но решение о сокращении рейтинга Франции до АА+, означает, что Берлин  будет платить больше
2011-12-31:
Украина. Трудовые эмигранты стали присылать больше денег

За три квартала 2011 объем частных денежных переводов из-за рубежа составил $5,126 млрд - на 21% больше, чем за три  квартала 2010

2011-09-03:
Women in Science
Philip Greenspun
2011-09-03:
Барак Обама выбрал нового экономического советника
Предполагается, что администрация президента использует опыт экономиста в решении проблемы безработицы
2011-09-01:
Азия. Китай: г. Пекин стремится к сокращению годового потребления угля до 20 млн тонн
Об этом сообщил представитель пекинской администрации
2011-09-01:
РФ. Число убыточных банков выросло на 40% в 2011
 числе проблемных на 1 августа оказались 127 кредитных организаций
2011-09-01:
Азия. Уровень безработицы в Японии за июль вырос до 4,7% в июле 2011
В июне доля безработных составляла 4,6% от трудоспособного населения страны
2011-08-02:
Банковский регулятор ЕС рассматривает механизмы помощи банкам на случай кризиса

Европейская банковская организация (ЕБО) рассматривает возможные опции для оказания финпомощи банкам региона, которые будут испытывать сложности с ликвидностью, сообщает газета The Financial Times.

2011-08-02:
МВФ согласился выделить Сербии миллиард евро

По условиям договоренности с МВФ, Сербия должна сократить государственные расходы

2011-06-28:
Европа. Экспорт Швейцарии +22,6% г/г в мае 2011
Таможенное управление
2011-03-15:
Где в Европе самый дорогой бензин

Цены на бензин в Европе перевалили за 1,5 евро за литр

2011-01-23:
2010 год признали самым теплым за всю историю наблюдений
Среднегодовая температура в 2010 году составила 14,53 градуса Цельсия
2010-12-27:
РФ. Глава Банка России: задача на 2011 год — снизить инфляцию до 6-7%
В июле 2010 года годовая инфляция снизилась до 5,5%
2010-12-26:
Pixel Qi анонсировала три новых отражающих дисплея
Производством отражающих экранов займется тайваньская компания Chunghwa Picture Tubes
2010-12-25:
В Центральном Китае обнаружено крупное месторождение каменной соли
разведанные запасы которого оцениваются в 4,3 млрд тонн
2010-12-25:
США. Потребительская уверенность в США остается негативной
только 12% респондентов выразили доверие экономике
2010-12-25:
Forbes составил рейтинг крупнейших покупок миллиардеров
самую дорогую покупку в мире в 2010 году совершил россиянин, Роман Абрамович
2010-12-24:
ЕС. Минфин Кипра: Страна вышла из рецессии
Кипр перенес кризис достаточно легко по сравнению с другими государствами еврозоны
2010-12-23:
США. Рост ВВП США составил 2,6% в III кв. 2010
Аналитики прогнозировали, что рост показателя составит 2,8%
2010-12-23:
РФ. МЭР: Рубль окреп к доллару на 2,8% в январе-ноябре 2010
Ослабление российской валюты к швейцарскому франку составило 0,65%
2010-12-23:
Азия. Банк Японии оставил свою монетарную политику без изменений
В этом месяце ЦБ начал приобретать финансовые активы в рамках широкомасштабного пакета мер
2010-12-23:
Азия. ЕС поможет КНР с признанием его экономики рыночной
договорились о том, что ЕС рассмотрит вопрос об отмене ограничений на экспорт в Китай высокотехнологичных товаров
2010-12-22:
ЕС. Грецию, Ирландию и Португалию призывают покинуть еврозону
Идея выхода слабых экономик ЕС из еврозоны начала циркулировать в мировых финансовых кругах примерно год назад
2010-12-22:
ЕС. Греция отстает от программы сокращения дефицита бюджета
рецессия в Греции будет глубже, чем предполагалось ранее
2010-12-22:
Азия. Объем торговли КНР и Тайваня вырос на 39,7% в 2010
За 11 месяцев 2010 года товарооборот составил $131 млрд 760 млн
2010-05-30:
Создана реалистичная модель движения толпы
Исследователи из университета Тулузы и Швейцарского федерального института технологий в Цюрихе ...
2010-05-30:
Надежна ли виртуальная ИТ-инфраструктура?
Виртуализация – общепризнанный тренд во всем мире
2010-05-27:
Мировая экономика. В мире возник дефицит ликвидности доллара США
ФРС США в мае привела в действие временный механизм обмена валютой ...
2010-04-04:
Asustek выпустила нетбук с матовым экраном
Компьютер базируется на процессоре последнего поколения Intel Atom N450 с тактовой частотой 1,66 ГГц
2010-03-24:
ЕС. Испания приняла план сокращения бюджетного дефицита
Восстановление испанской экономики по-прежнему отстает по темпам от других европейских стран
2010-03-24:
Мировая экономика. Сильный доллар снизил цену на золото
Золото 21.03.2010 подешевело в цене до минимальной за три недели
2010-03-24:
Азия. Вэнь Цзябао признает наличие проблем в финансовой системе Китая
В китайской финансовой системе существуют нерешенные вопросы, требующие продолжения реформы в этой области
2010-03-24:
Украина. Ревальвационное давление на гривню продолжилось
На украинском валютном рынке 22 марта 2010 года, продолжилось ревальвационное давление на гривню
2010-03-24:
Украина. Бюджет не смог получить доход
План доходов общего фонда госбюджета в феврале не был выполнен на 20%
2010-01-24:
Sony Ericsson выпускает смартфон с сенсорным экраном и HD-съемкой
Внешне устройство похоже на Sony Ericsson Xperia X10, но имеет более обтекаемую форму и базируется на операционной системе Symbian
2010-01-24:
Samsung расширяет линейку ноутбуков шестью новыми моделями
Новые модели ноутбуков Samsung R780, R580 и R480 с процессором Intel Core i5-520M отличаются повышенной быстротой работы
2010-01-24:
Sony анонсировала ноутбуки с процессором Core i7
Они оснащены процессорами Core i7 и дисковым массивом из четырех SSD-накопителей
2010-01-23:
Украина. В рейтинге экономических свобод Украина оказалась на уровне Африки

В рейтинге 2010 Index of Economic Freedom Украина занимает 162-е место среди 183 стран мира

2010-01-22:
Азия. В Иране будет проведена деноминация валюты
Из нынешнего номинала иранского риала предполагается "выбросить" три нуля
2010-01-22:
ЕС. Отпускные цены производителей в Германии снизились на 4,2% в 2009

Снижение отпускных цен в ФРГ побило 60-летний рекорд

2009-12-27:
Создана банковская карточка, показывающая состояние счета без банкомата
"Умную" банковскую карточку изобрела Группа промышленных дизайнеров из Южной Кореи
2009-12-27:
В Интернете появится социальная сеть для пользователей кредиток
В 2010 году в Интернете появится новая социальная сеть под названием Blippy
2009-12-23:
РФ. S&P повысил прогнозы по рейтингам ряда российских компаний
...после изменения прогноза рейтинга РФ
2009-12-23:
США. Оценка роста ВВП пересмотрена до 2,2% с 2,8% в III кв. 2009
Аналитики не ожидали пересмотра показателя
2009-12-22:
США. Объем просроченных выплат по ипотеке достиг 42,06% в ноябре 2009
По словам аналитиков сложившая ситуация не изменится вплоть до 2011 года
2009-12-22:
США. Обанкротились семь банков за 19.12.2009
Таким образом с начала 2009 года в США закрылись уже 140 банков
2009-12-22:
Азия. ВВП Тибета составил $5,9 млрд
...увеличившись на 12,1%  по сравнению с прошлогодним показателем
2009-11-30:
Мировая экономика. Долговые проблемы Дубая вызвали синхронизированный спад на мировых финансовых рынках
Биржевые индексы по всему миру - от Шанхая до Бразилии - обвалились
2009-10-25:
Чип величиной с ноготь вместит 250 миллионов страниц текста
...что примерно в 50 раз больше, чем емкость современных чипов памяти
2009-09-15:
Мировая экономика.Кризис обошелся каждому налогоплательщику в 10 тыс. долл.
 ВВС: Всего мир потратил на борьбу с кризисом более $10 трлн.